A+ A A-

Сочинение ОГЭ 15.3. Что такое человечность?

 

Текст для работы

(1) Барка, которую бурлаки поздней осенью тянули по реке Чусовой, вышла на большую воду, все отдыхали, но опасность плавания осложнялась осенними дождями.

(2) Из шестнадцати бурлаков Яков выделялся сразу как непутёвый человек. (З)Среднего роста, какой-то весь взъе­рошенный, кривой на один глаз — одним словом, не на­стоящий мужик, а так, как мякина в зерне.

(4)Однажды проснулся я от страшного шума, происхо­дившего на барке. (5)Первая мысль была, что барка тонет. (6)Я выскочил из балагана и замер от изумления: происхо­дило что-то невероятное до последней степени...

(7)Над баркой с гоготаньем тяжело кружились дикие гу­си. (8)Обессилевшая птица, застигнутая ранним снегом, па­дала в воду. (9)До десятка гусей с какой-то отчаянной ре­шимостью сели прямо на барку. (10)Последнее было тем более удивительно, что дикий гусь — очень осторожная птица и не подпустит охотника на несколько выстрелов.

(11)   — Лови, робя, бей!— галдели бурлаки, гоняясь за обессилевшей птицей.

(12) Работа      была брошена, и на барке происходила на­стоящая свалка. (13)Меня поразил отчаянный вопль Яшки, который бегал по барке, как сумасшедший.

(14)— Братцы! (15)Родимые мои! (16)Што вы делаете? (17)Братцы, миленькие, не трожьте божью тварь! (18)Разве можно её трогать в этакое время? (19)Креста на вас нет, на окаянных... (20)Ах, братцы, грешно! (21)Вот как грешно!

(22)Проворнее всех оказалась одна из баб. (23)Она пой­мала уже двух гусей и лежала на них пластом. (24)Яшка накинулся на неё и отнял помятую, обезумевшую от ужаса птицу.

(25)— Што ты делаешь-то, дурья голова? (26)Вот я тебя расчешу... (27)Братцы! (28)Черти!

(29)Яшка ругался, как остервенелый, и в то же время гладил отнятых у баб гусей. (ЗО)Бурлаки смутились, и неко­торые уже выпустили пойманную птицу.

(31)— А сам-то, небось, стреляешь всякую птицу, — от­ветно ругалась обиженная баба. (32)— Сбесился, деревян­ный чёрт!

(33)— И стреляю, да! — орал Яшка, закипая новой яро­стью. (34)— Только не на перелётах... (35)Я вольную птицу бью, которая в полной силе, а эта замёрзлая. (Зб)Вот ты бурчишь, дура-баба, а того не знаешь, что убить человека грешно, а за убитого странника вдесятеро взыщется. (37)Так и с птичкой перелётной. (38)Птичка-то к нам насела — дес­кать: «Дадут передохнуть, а может, и накормят», — а ты навалилась на неё, как жернов. (39)В другое-то время разве она подпустила бы тебя?

(40)— В самом деле, братцы, не троньте божью птицу! — поддержал уже хрипевшего от волнения и крика Яшку ста­рый сплавщик Лупан. (41)— Нехорошо! (41)Пускай пере­дохнёт, а потом сама улетит. (42)Яшка-то правду говорит...

(43)— Ах, боже мой, да ведь грех-то какой! — умилённо повторял Яшка, обращаясь ко всем вообще. (44)— Вон ка­кая смирная птичка... (45)Сама в руки идёт. (46)Только вот не говорит: «Устала, мол, я, притомилась, иззябла...» (47)А вы её бить!

(48)Выбившийся из сил гусиный косяк теперь покрывал Чусовую, точно живой снег. (49)Гуси не сторонились больше своего страшного врага — человека. (50)Те, которые попали на барку, успели отдохнуть и торжественно были спущены на воду к призывно гоготавшим товарищам.

(51)Яшка торжествовал и даже перекрестился, спуская последнего гуся.

(По Д. Мамину-Сибиряку )

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтвер­ждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приве­дите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жиз­ненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Человечность — это целая система положительных ка­честв, в которой сочетаются доброта, милосердие, забота, стремление защитить слабого. Человечность может прояв­ляться в сложных, непредвиденных ситуациях.

Такое её проявление, например, описано в рассказе о бурлаке Яшке, который бросился на защиту обессилевших перелётных гусей. Он отчаянно хотел спасти птиц, гладил их, пытаясь успокоить (предл. 29), оттаскивал от гусей лю­дей (предл. 24), яростно пытался образумить бурлаков, ки­нувшихся ловить птиц (предл. 33). Благодаря его человеч­ности уставшие перелётные гуси избежали гибели.

Наверняка все знают ещё одну подобную историю, рас­сказанную поэтом Н.А. Некрасовым в стихотворении «Де­душка Мазай и зайцы». Старик в половодье выручил из бе­ды зайчишек, обогрел и отпустил их на волю, показав односельчанам, как должен поступать человек с теми, кто нуждается в помощи.

Человечность способна не только спасти жизнь кому- либо, но даже привести в чувство тех, кто забыл о ней.

Вариант 2

Я понимаю человечность как способность встать на за­щиту кого-то, проявив тем самым доброту, сострадание. Че­ловечность отличает людей, которые умеют чувствовать чу­жую боль и могут облегчить её, поддержать в трудную ми­нуту или вовсе не допустить страданий.

Обратимся за иллюстрацией данного определения к про­читанному рассказу. В нём Д. Мамин-Сибиряк описывает спасение бурлаком Яшкой гусиной стаи, остановившейся на отдых в середине долгого пути. Его доброе сердце и его че­ловечность предотвратили гибель птиц, он помог людям вспомнить о том, что они — люди, а не звери.

Люди, окружавшие его, были рады лёгкой добыче, но Яшка не позволил им воспользоваться ею. Он «бегал как сумасшедший» (предл. 13), отчаянно отговаривая попутчи­ков убивать обессиленных птиц. Он ругался со всеми, отни­мал гусей (предл. 29), объяснял, почему нужно оставить стаю в покое (предл. 38).

Именно человечность лежит в основе многих добрых и мужественных поступков.

Вариант 3

Я думаю, человечность — это такое нравственное качест­во, благодаря которому мы с уважением, заботой, любовью и великодушием относимся друг к другу. Человечность не приемлет жестокости, грубости, неравноправия, она идёт рука об руку со справедливостью.

В рассказе Д. Мамина-Сибиряка легко найти пример по­ведения, отличающегося человечностью. Бурлак Яшка один против десятка людей поднимает настоящий бунт, цель ко­торого — спасти стаю замёрзших перелётных гусей, остано­вившихся на отдых. Ему с трудом удалось уговорить бурла­ков не убивать обессилевших птиц, еле получилось отбить стаю, но он не успокоился, пока люди не начали отпускать гусей (предл. 30).

При этом Яшка, несмотря на то что осуждает людей, всё равно называет их «братцы» (предл. 14), «родимые» (предл. 15).

Для меня его поступок — пример человечности. Убеж­дён, что только она сможет остановить зло.

 

  • Сочинение ОГЭ

    • Сочинение 15.3 ОГЭ - «Что такое дружба»

      Что такое дружба? Дружба – взаимоотношения между людьми, построенные на доверии и преданности. Это одна из вечных ценностей людей, которая основана на понимании и готовности всегда прийти на помощь. Дружат разные по характеру люди, но их должны объединять одинаковые жизненные ценности. Обязательные признаки дружбы, на мой взгляд, — взаимность, доверие и терпение. Так я понимаю слово «дружба»,...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое бездушие?

        Текст для работы (1)          В     тот памятный день, когда Колька вернулся из пио­нерского лагеря, в центре стола красовался пирог, куплен­ный Еленой Станиславовной, которая появилась в их доме после смерти мамы. (2)           К     этому дню её дочь Неля выучила новую музыкаль­ную пьесу — бравурную и торжественную, подобную мар­шам, какими встречают победителей сражений. (3)А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое детство?

        Текст для работы (1) Я хорошо помню свою первую в жизни двойку. (2) Маленький    город, где мы жили, уместился в объятьях синих сопок на окраине тайги. (З)Суровый климат приводил к нам удивительно снежные зимы. (4)Первые сильные сне­гопады приходили чинно, без суетной метелицы-лисы, мед­ленно заводили над горизонтом серые, тяжёлые полы своих кафтанов и укрывали нас тишиной степенно вальсирующих холодных пушинок. ...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое доверие?

        Текст для работы (І)Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднил­ся. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой доб­раться, в рыбачий посёлок. (З)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошёлся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развёл. (6) Мне ещё по пути домой нужно было бухту обогнуть. (7) Только я из глубины бухты обратно в сторону откры­того моря повернул, вижу:...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое жизнелюбие?

        Текст для работы (1)Это было очень давно, когда я учился в третьем клас­се. (2)Однажды я с друзьями пришёл в наш сельский Дом культуры, чтобы посмотреть сказку «Волшебная лампа Аладдина». (З)Билеты тогда добывали с боем, теряя в отча­янных схватках пуговицы и молочные зубы, приобретая взамен дерзкую отвагу и стойкость. (4)К заветному окошку, за которым невозмутимо сидела билетёрша, могли пробить­ся только те,...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое милосердие?

        Текст для работы (1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2)  Рыбок было десять. (З)Этот аквариум привезли из Мо­сквы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голу­быми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (б)Девочек тоже было десять. (б)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое отвага?

        Текст для работы (1)Медаль булавкой слегка царапала сквозь майку Во- лодьке кожу и оттягивала рубашку. (2)Она была тяжёлая, как те медали, которыми награждали солдат во время вой­ны. (3)И слово на ней было выбито такое же: «За отвагу на пожаре». (4)...Это было в конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень. (5)Володя шёл из школы один. (б)Увидел: у дальнего конца конюшни,...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое подвиг?

        Текст для работы (І)Когда Бетховен понял, что глохнет, им овладело от­чаяние, тупое и безысходное. (2)Никого, кроме старика слу­ги, трижды в день подававшего еду и наспех прибиравшего комнаты, он не видел, да и старался не видеть. (3) Он жил в совершенном одиночестве, взаперти, лицом к лицу со своею бедой. И лишь поздним вечером, когда яр­кая россыпь звёзд высвечивала небесную тьму, крадучись, покидал дом, чтобы уйти в поля, где не...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое предательство?

        Текст для работы (1) Сёмка дружил с Демидкой Мазиным, и каждый вечер, сделав уроки, шёл домой к приятелю, который жил на дру­гом конце города. (2) У    Дёмки родители хорошо зарабатывали, жили на широкую ногу, а Сёмку мать воспитывала одна, поэтому иногда приходилось потуже затягивать пояса. (З)Мальчики дружили, бегали в кино, катались на лодке — у Дёмкиных родителей был знакомый на лодочной станции, Дёмка...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое сострадание?

        Текст для работы (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками... (3) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал... (4)  —   Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возраст­ная болезнь вроде кори. (б)Переломный этап в психике. (7)Это пройдёт! — убеждала меня жена. (8)Пройдёт... (9)Святое...