A+ A A-

Сочинение ОГЭ 15.3. Что такое дружба?

 

Текст для работы

(1) Ранним летним утром пляж был почти пуст.

(2) —   Купнёмся? — Котька отложил книгу. (З)Юрка мол­ча встал. (4)С обрывистого берега Котька прыгнул в воду и поплыл, размашисто выбрасывая руки. (5)Река была неши­рокая, вскоре он уже оказался на середине и крикнул:

(6) —   Дуй сюда!

(7) Юрка не ответил. (8)Он стоял по колено в воде возле пустынного берега, горстями зачерпывал воду и поливал се­бе плечи и грудь. (9)Потом этот крепкий, спортивного вида парнишка несколько раз присел, побултыхался в воде и вышел на берег.

(10) — Давай сюда! — опять позвал с середины реки Котька.

(11) Но Юрка, не отвечая, зашагал к своей одежде и лёг. (12)Вскоре и Котька устроился рядом.

(13) — Опять не плавал? — спросил он.

(14) — Неохота, — вяло отозвался Юрка. (15)— Зябко нынче.

(16) Денёк был вовсе не холодный, даже наоборот, но Котька промолчал.

(17) — И вообще... долго купаться вредно, — сказал Юрка.

(18) Котька  отлично знал, почему теперь Юрка копошится возле берега, как дошколёнок, а на глубину — ни-ни. (19)Прошлым летом Юрка тонул. (20)И, главное, в первый момент никто из купающихся не заметил этого. (21)Когда хватились — стали нырять, по дну шарить. (22)К счастью, быстро нашли. (23)Но Котька стал замечать: с того дня Юр­ку словно подменили. (24)Воды он теперь прямо-таки боял­ся. (25)Пополоскался возле берега, размялся — и всё. (26)А плавать — ни за что!

(27)Котька видел: с другом неладно. (28)И так, и этак к нему подступал — всё без толку. (29)Котька по секрету даже с физруком советовался.

(30)— Трудный случай, — нахмурился тот. (31)— Пони­маешь, это психологический шок. (32)Ну, потрясение такое.

(33) Котька вздохнул:

(34) — Что Ж6 делать?

(Зб)Физрук пожал плечами:

(36)— Подождём! (37)Авось время излечит. (38)Время — великий врач!

(39)Но месяцы шли, а Котька не замечал улучшений. (40)«Что же придумать?» (41)Котька встал. (42)Взгляд у не­го был странный, словно он смотрел в себя. (43)Так он про­стоял несколько минут, потом быстро зашагал к воде.

(44)— Ты чего? — удивился Юрка. (45)— Опять купать­ся? (46)Холодно тке...

(47)— Не холодно! — Котька прыгнул с обрыва и по­плыл. (48)Вдруг Юрка услышал крик:

(49)— Спасите! (50)0й! (51)Спаси...

(52)Юрка вскочил: на середине реки барахтался Котька. (53)Он то выскакивал из воды, изо всех сил размахивая ру­ками, то вновь проваливался в глубину. (54)Вот он опять вынырнул, очумело мотая головой, изо рта — целая струя воды. (55)И, как назло, на пляже — никого из взрослых.

(56)Юрка бросился к берегу. (57)У обрыва остановился. (58)Душа ушла в пятки: так давно не плавал! (59)Но через се­кунду Юрка уже прыгнул в реку и во весь дух понёсся вперёд. (бО)Никогда ещё он так не плыл! (61)Голова его и тело были под водой. (62)Только на секунду показывался широко откры­тый рот, глоток воздуха, и опять — вперёд!

(63) Вот и Котька: от страха у пловца выпучены глаза, руки беспорядочно шлёпают по воде, бурлящей вокруг него.

(64) — А-а! — кричит он и тянется к Юрке.

(65) —  Спокойно, возьми себя в руки! (66)Ляг на спи­ну! — строго командует Юрка.

(67) Котька покорно переворачивается животом кверху.

(68) — Ничего не случится. (69)Я рядом, значит, не уто­нешь. (70)Дыши глубже.

(71)Котька — молодчага! (72)И как послушно исполняет команды!..

(73) — Ну, поплыли! — говорит Юрка.

(74) Котька кивает. (75)Он переворачивается на грудь, мед­ленно плывёт к берегу и всё время отплёвывается: здорово на­глотался всё-таки, когда пытался выплыть из могучего тече­ния, в которое нечаянно попал...

Так добираются они до пустынного пляжа.

 — Да, Юрка, мне бы — труба без тебя! (78)Каюк! (79)— Ну, чего ты? (80)И сам выбрался бы, — смущается

Юрка.

(81)Котька берёт «Двух капитанов», ложится, но он не читает, потому что мысли заняты другим. (82)Улыбается и, довольный, подмигивает сам себе: «Порядок! Теперь будет плавать! И никаких шоков!»

(По Б. Раевскому )

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами опреде­ление. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами опре­деление. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) при­мера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а вто­рой — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Дружба — это одна из основ человеческих отношений. Друзья делят одни интересы, помогают друг другу, стремят­ся сделать друг друга лучше.

Пример настоящей дружбы находим в рассказе Б. Раев­ского. Он описывает отношения двух ребят, один из кото­рых, Котька, делает вид, что тонет (предл. 63), чтобы изба­вить своего друга Юрку от страха перед водой. Он не признаётся в том, что притворялся, и хвалит своего спаси­теля (предл. 77), очень радуется, что его план удался (предл. 82). Для меня поведение Котьки — это поведение настоящего друга! Он не успокоился, пока не помог Юрке справиться с боязнью воды.

С примером настоящей дружбы мы знакомимся также и в рассказе Ю. Казакевича «Тихое утро», когда Яшка спас тонущего Володю.

Эти примеры помогают убедиться в правоте пословицы о том, что друг познаётся в беде.

Несомненно, счастлив тот, у кого есть друзья, ведь друж­ба — это фундамент, на котором строятся прочные отношения.

Вариант 2

По моему мнению, дружба — это такое отношение между людьми, которое проявляется в искреннем желании под­держивать друг друга в любых ситуациях. Дружба прове­ряется сложными жизненными испытаниями.

Давайте обратимся за доказательствами к рассказу Б. Раевского. Юрка боится плавать после того, как чуть не утонул. Его друг Котька проявляет заботу о нём. Он не­сколько раз зовёт его купаться (предл. 7, 9), идёт за советом к физруку (предл. 29) и даже разыгрывает Юру, притворя­ясь, что тонет (предл. 63). По-моему, это поведение настоя­щего друга, который делает всё, чтобы избавить своего това­рища от страха перед водой.

Примером истинной дружбы можно считать отношения А.С. Пушкина и И.И. Пущина. Даже когда родная семья отвернулась от поэта, попавшего в немилость к царю, Пу­щин не побоялся навестить ссыльного друга в Михайлов­ском, чтобы приободрить, поддержать, утешить.

В дружбе раскрываются много положительных качеств: забота, целеустремлённость, бескорыстие, доброта. Иметь настоящего друга — это истинное счастье!

Вариант 3

Дружба — это отношения, которые строятся на привя­занности людей друг к другу, общности интересов. Друзей объединяют взаимная симпатия и доверие, взаимопонима­ние и готовность прийти на помощь в любой ситуации.

Именно такие отношения связывают Котьку и Юрку в предложенном рассказе. Первый не успокаивается, пока не избавляет своего товарища от страха перед водой (предл. 82), второй, забыв об этом страхе, не раздумывая бросается спа­сать своего «тонущего» друга (предл. 59). Я считаю это примером настоящей бескорыстной дружбы!

Думаю, такой друг, как Котька или Юрка, — это пода­рок судьбы.

Вариант 4

Дружба — это бескорыстные отношения между людьми, в которых и радость, и беда общие. Верные друзья способны понимать друг друга без слов.

В рассказе Б. Раевского Юрка и Котька дружат по- настоящему. Оба они понимают, почему Юра не может пла­вать, но это не обсуждается Котькой, потому что он не хочет напоминать другу о неприятном для него событии: Юра едва не утонул в реке (предл. 18, 19). Котька видит, что товарищ не может преодолеть свой страх перед водой и прибегает к хитрости (предл. 52, 53, 59). А в Юре страх за жизнь друга побеждает страх за свою жизнь. Именно такими и должны быть отношения между друзьями.

Примером настоящей дружбы также может служить ис­тория Герды и Кая из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная ко­ролева». Ради спасения Кая девочка прошла тысячи кило­метров и преодолела множество испытаний.

Я считаю, что настоящая дружба — огромная ценность в жизни человека.

Вариант 5

Дружба — это отношения между людьми, основанные на уважении, доверии и полном взаимопонимании. Настоящего друга из просто друзей можно увидеть по тому, как он раду­ется вашим успехам или огорчается вашим неудачам.

Юру и Котю можно назвать настоящими друзьями. Про­изошло событие, после которого Юра стал бояться плавать.

Уважая чувства друга, Котька придумывает, как прогнать Юрин страх. Зная, насколько уважает его Юра, он решил изобразить, что тонет. При этом мальчик точно знал, что друг не оставит его в беде. Так оно и случилось (предл. 56- 62): Юра, преодолев свой страх, бросился в воду, искренне веря, что Котька в опасности. Он, скорее всего, никогда и не узнает об этой хитрости друга (предл. 81, 82).

Настоящей дружбой можно также считать отношения А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Знаменитый поэт подсказал Н.В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ», и тот впоследствии с благодарностью читал Пушкину первые главы этой поэмы.

Я уверена, что без настоящего друга человек одинок и слаб.

 

  • Сочинение ОГЭ

    • Сочинение 15.3 ОГЭ - «Что такое дружба» (1497)

      Что такое дружба? Дружба – взаимоотношения между людьми, построенные на доверии и преданности. Это одна из вечных ценностей людей, которая основана на понимании и готовности всегда прийти на помощь. Дружат разные по характеру люди, но их должны объединять одинаковые жизненные ценности. Обязательные признаки дружбы, на мой взгляд, — взаимность,...

      Подробнее...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое бездушие? (2884)

        Текст для работы (1)          В     тот памятный день, когда Колька вернулся из пио­нерского лагеря, в центре стола красовался пирог, куплен­ный Еленой Станиславовной, которая появилась в их доме после смерти мамы. (2)           К     этому дню её дочь Неля выучила новую музыкаль­ную пьесу — бравурную и торжественную, подобную мар­шам, какими встречают победителей сражений. (3)А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце...

      Подробнее...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое детство? (1777)

        Текст для работы (1) Я хорошо помню свою первую в жизни двойку. (2) Маленький    город, где мы жили, уместился в объятьях синих сопок на окраине тайги. (З)Суровый климат приводил к нам удивительно снежные зимы. (4)Первые сильные сне­гопады приходили чинно, без суетной метелицы-лисы, мед­ленно заводили над горизонтом серые, тяжёлые полы своих кафтанов и укрывали...

      Подробнее...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое доверие? (3441)

        Текст для работы (І)Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднил­ся. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой доб­раться, в рыбачий посёлок. (З)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошёлся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развёл. (6) Мне ещё по пути домой нужно было бухту обогнуть. (7) Только я из...

      Подробнее...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое жизнелюбие? (2668)

        Текст для работы (1)Это было очень давно, когда я учился в третьем клас­се. (2)Однажды я с друзьями пришёл в наш сельский Дом культуры, чтобы посмотреть сказку «Волшебная лампа Аладдина». (З)Билеты тогда добывали с боем, теряя в отча­янных схватках пуговицы и молочные зубы, приобретая взамен дерзкую отвагу и стойкость. (4)К заветному окошку, за которым...

      Подробнее...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое милосердие? (6538)

        Текст для работы (1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2)  Рыбок было десять. (З)Этот аквариум привезли из Мо­сквы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голу­быми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (б)Девочек тоже было десять....

      Подробнее...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое отвага? (2409)

        Текст для работы (1)Медаль булавкой слегка царапала сквозь майку Во- лодьке кожу и оттягивала рубашку. (2)Она была тяжёлая, как те медали, которыми награждали солдат во время вой­ны. (3)И слово на ней было выбито такое же: «За отвагу на пожаре». (4)...Это было в конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень. (5)Володя шёл из...

      Подробнее...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое подвиг? (3543)

        Текст для работы (І)Когда Бетховен понял, что глохнет, им овладело от­чаяние, тупое и безысходное. (2)Никого, кроме старика слу­ги, трижды в день подававшего еду и наспех прибиравшего комнаты, он не видел, да и старался не видеть. (3) Он жил в совершенном одиночестве, взаперти, лицом к лицу со своею бедой. И лишь поздним вечером, когда яр­кая россыпь звёзд высвечивала...

      Подробнее...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое предательство? (1920)

        Текст для работы (1) Сёмка дружил с Демидкой Мазиным, и каждый вечер, сделав уроки, шёл домой к приятелю, который жил на дру­гом конце города. (2) У    Дёмки родители хорошо зарабатывали, жили на широкую ногу, а Сёмку мать воспитывала одна, поэтому иногда приходилось потуже затягивать пояса. (З)Мальчики дружили, бегали в кино, катались на лодке — у Дёмкиных родителей был знакомый на...

      Подробнее...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое сострадание? (2977)

        Текст для работы (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками... (3) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал... (4)  —   Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возраст­ная болезнь вроде кори. (б)Переломный этап в психике. (7)Это...

      Подробнее...