A+ A A-

Детство и юность С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин родился в сентябре 1895 го­да в селе Константинов© Рязанской губернии в семье зажиточ­ных крестьян. Детство его прошло в доме деда Федора Титова, куда мать вернулась в 1899 году, после того как временно ра­зошлась с мужем. В 1904 году Есенина отдали в Константинов- ское земское четырехгодичное училище, а в 1909-м отправили продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу. Среди первых впечатлений — Есе­нина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепца­ми, и бабушкины сказки. Сергей Есенин с отличием окончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем церковно- учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее — профессия учителя его мало привлекала. Уже в Москве, с сентября 1913 года Есенин начал посещать народный универ­ситет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есе­нину ту основу образования, которой ему так не хватало.

Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в кни­гоиздательстве, затем в типографии И.Д. Сытина; в этот пери­од он примкнул к революционно настроенным рабочим и ока­зался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университе­та Шанявского (1913-1915).

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А.В. Кольцову, И.С. Никитину, С.Д. Дрожжину), Есенин об­ретает единомышленников в «Суриковском литературно- музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912 году. Печататься начинает с 1914 года в московских дет­ских журналах. Первое напечатанное стихотворение «Береза».

Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где зна­комится с А.А. Блоком, С.М. Городецким, A.M. Ремизовым, Н.С. Гумилевым и другими поэтами, сближается с Н.А. Клюе­вым, оказавшим на него значительное влияние. Их совмест­ные выступления со стихами и частушками, стилизованные под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафья­новых сапожках), имели большой успех.

В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высо­чайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно- санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Госу­дарыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и ца­ревны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах «Обще­ства возрождения художественной Руси» при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к ве­ликой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпато­рию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) вос­торженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и при­родный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часо­слов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «ан­тропоморфизм»: животные, растения, явления природы оче­ловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.

Вот как сам поэт пишет о себе в своей автобиографии: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному де­ду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сы­новей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в га­лоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щен­ка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был ко­новодом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка лю­била меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофри­ли голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых во­лос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в цер- ковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Горо­децкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внут­ренней распре, большая дружба.

В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1 1/2 года, и снова уехал в деревню... Из поэтов- современников нравились мне больше всего Блок, Белый и

Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности».

Сергей Есенин очень не любил, когда его называли поэтом «из низов». Он всегда говорил: «Я просто поэт». Деревенского юношу с копной золотых волос и васильковыми глазами эс­тетствующие окололитературные слои еще долго восприни­мали как простачка. Александр Блок горячо поддержал юное дарование, и вскоре Есенина стали печатать во всех передо­вых литературных журналах. В литературных кругах постоян­но обсуждалась и личная жизнь Есенина, связанные с ним скандалы, дебоши. Есенин, очень любивший розыгрыши, с удовольствием играл роль гуляки, выпивохи и драчуна.

С начала 1914 года в московских журналах появляются стихи Есенина. В 1915 году он переезжает в Петроград, сам идет к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрыляют молодого поэта. Его талант признают Городецкий и Клюев, с которыми его знакомит Блок. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он приобретает известность. В этом же году входит в группу «крестьянских» поэтов (Н.Клюев, С. Городецкий, А. Ремизов и др.). В 1916 году выходит в свет первая книга Есенина «Радуница», затем — «Голубень», «Русь», «Микола», «Мар­фа Посадница» и др. (1914-1917). В 1916 году призывают на военную службу. Революция застала его в одном дисципли­нарном батальоне, куда попал за отказ написать стихи в честь царя.

 

  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...