A+ A A-

Литературное и сказочное начало в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

О времени возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских» идут споры. Одни исследователи относят ее к XV в., другие — к началу XVI. Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV века, вероятнее, что «Повесть» в каком-то неиз­вестном нам первоначальном виде была составлена уже в это время. Однако свой окончательный вид «Повесть» приобрела, как это доказала сейчас Р.П. Дмитриева, под пером Ермолая- Еразма — писателя, работавшего в середине XVI века.

«Повесть о Петре и Февронии» представляет собой соеди­нение двух фольклорных сюжетов: одного о змее- соблазнителе и другого — о мудрой деве. Сюжеты эти в «По­вести» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть пре­тендует на историческую достоверность.

Очарование «Повести» — в простоте и ясности изложе­ния, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармони­рующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц. «Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муром» — так просто начинается повесть. В граде этом, как рассказывают, говорит повествователь, княжил благо­верный князь Павел. И стал к его жене летать змий- насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Же­на Павла поведала мужу о своем несчастии, и стали оба ду­мать, как избавиться от насильника. Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтени­ем»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она буде и от чего?» Прельщенный «добрым прельщением» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя — от Петрова пле­ча, от Агрикова меча».

загрузка...

Брат Павла, Петр, решает убить змия, но не ведает, где ему достать Агриков меч. Он находит этот меч в одной из своих поездок для уединенной молитвы в загородном храме в алтаре между «керамидами», то есть керамическими плитками, обычно закрывавшими погребения. Удостоверившись, что в храмине у жены Павла сидит не Павел, а змий, принявший об­лик Павла, Петр ударяет его Агриковым мечом. К змию воз­вращается его подлинный облик, и он, «трепеща», умирает, обрызгав Петра своею кровью. От этой крови Петр покрыва­ется струпьями. Болезнь его невозможно вылечить.

Страшная болезнь Петра служит завязкой второй части повести, где появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Есть что-то общее в деталях этой части повести с за­падноевропейским средневековым повествованием о Тристане и Изольде. Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг само­отречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость — не только свойство ее ума, но в такой же мере — ее чувства и во­ли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа.

Первое появление в повести девушки Февронии запечат­лено в зрительно отчетливом образе. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, забо­левшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном кресть­янском платье Феврония сидела за ткацким станком и занима­лась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показы­вают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает по­мочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя, как Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью убитого им дракона. Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Как и лю­бовь Тристана и Изольды, любовь Петра и Февронии преодо­левает иерархические преграды феодального общества и не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр не­взлюбили Февронию и требуют ее изгнания, как вассалы ко­роля Марка требуют изгнания Изольды. Князь Петр отказыва­ется от княжества и уходит вместе с женой. Животворящая сила любви Февронии так велика, что жер- дья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благосло­вению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказан­ной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже сво­его идеального мужа — князя Петра. Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали прибли­жение смерти, они стали просить у бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий фоб. После того они приня­ли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» для святой чаши, Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть с ним вместе. Но Феврония просит дать ей время дошить по­крывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая в третий раз, Петр гово­рит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь ризу святого, воткнула иглу в покрывало, обвертела о нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть с ним вместе. Так и Тристан оттягивает час своей кончины. «Срок близится, — говорит Тристан Изоль­де,— разве мы не испили с тобою все горе и всю радость. Срок близится. Когда он настанет, и я позову тебя, Изольда, придешь ли ты?» — «Зови меня, друг, — отвечает Изольда, — ты знаешь, что я приду».

После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать. Так же точно в победе любви над смертью Тристан спускает­ся на могилу Изольды цветущим терновником (в некоторых вариантах романа о Тристане и Изольде тела их оказываются в одном гробу). Образы героев этого рассказа, которых не могли разлучить ни бояре, ни сама смерть, для своего време­ни удивительно психологичны, но без всякой экзальтации.

Их психологичность внешне проявляется с большой сдер­жанностью.

Так видим, сюжет «Повести» построен на активных дейст­виях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. У Февронии всегда есть и ответ на любой вопрос, и что-нибудь волшебное для помощи попавшему в беду. Феврония мудра, как сказочная Василиса Прекрасная. У нее обязательно найдется клубочек, указывающий дорогу Ивану-царевичу, или шапка-невидимка для Иванушки-дурачка, который пытается спасти красавицу- девицу. И на сражении добра и зла, когда силы явно не равны, она обязательно придумает, как хитростью врага одолеть. Она всегда знает, как выручить из беды царя, престол которого за­нял злой колдун или Кощей Бессмертный. Василиса всегда до­бра и услужлива, в ее доброте также проявляется ее мудрость. И всегда ее советы помогают безотказно.

В первую очередь хотелось сказать о том, что такое муд­рость. Вот как определяет это понятие Владимир Даль: «Муд­рость — свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего со­стояния умственного и нравственного совершенства». А вот что говорит о мудрости самый мудрый человек на земле, Соломон: «Начало мудрости — страх Господень» (Притча 1,7) и «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приоб­рел разум, — потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она доро­же драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не срав­нится с нею. Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава; пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные. Она— древо жизни для тех, которые приобре­тают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!» (Притча 3, 13- 18). «Приобретай мудрость, приобретай разум ...Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем име­нием твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок...» (Притча 4, 5-8). И Фев- рония, как мы знаем, прославила и возвысила собой и своей мудростью и себя и своего Петра.

Мудрость — это не просто умение логически мыслить и размышлять, а нечто, что дается Самим Богом. Это сочетание человеческого разума и Божьего замысла, нечто, что может действовать только на благо человека, хотя он сам этого часто не понимает. Именно так действовала Феврония. В повести говорится, что у нее был дар прозорливости, то есть предви­дения, а значит, она имела определенную мудрость от Бога. Вот как пишет об этом автор: «И вот поплыли они по реке в судах. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав так:

—    Зачерпни воды из реки с этой стороны судна сего.

Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова:

—    Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего.

Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила:

—    Одинакова вода или одна слаще другой?

—     Одинаковая, госпожа, вода, — ответил человек. На что княгиня Феврония промолвила:

—      Так и естество женское одинаково. Почему же ты, по­забыв про свою жену, о чужой помышляешь? И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям». Недаром ведь Февронию и Петра называют святыми и чудотворцами. Возможно, когда она просила князя взять ее в жены, она и сама еще не знала, что это будет для блага их обоих, но ее мудрость подсказыва­ла ей как действовать. Зато потом Петр (в переводе с грече­ского — камень) живет с Февронией как за каменной стеной и все больше ценит свою супругу.

Вопросы по докладу:

1)      Когда была написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

2)       Кто написал «Повесть о Петре и Февронии Муром­ских»?

3)     Какие два фольклорных сюжета соединяются в «Повес­ти о Петре и Февронии Муромских»?

4)       Какие сказочные события происходят в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

5)    С какой фольклорной героиней можно сравнить Февро- нию? Почему?

 

  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...