A+ A A-

Жанровое многообразие древнерусской литературы. Особенности жанра жития

Древнерусская литература, по удачному выражению акаде­мика Д.С. Лихачева, долгие годы занимавшегося изучением культуры Древней Руси, была литературой «одной темы и одно­го сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни».

«Этой теме и этому сюжету, - замечает ученый О.В. Творогов, - были посвящены все жанры древнерусской литературы, особенно если говорить о литературе раннего средневековья».

Древнерусская литература отличалась многообразием жан­ров: хроники и хронографы, рассказывающие об истории мира; летописи, повествующие об истории Руси; повести, посвящен­ные отдельным важнейшим событиям русской и мировой исто­рии; жития святых и пр.

загрузка...

Жития святых - это «обширная литература нравоучительных биографий», биографий святых, т. е. христианских подвижников, прославившихся своим благочестием и аскетизмом или погиб­ших за свои религиозные убеждения от руки язычников или ино­верцев, - так определяет жанр жития известный исследователь древнерусской литературы О.В. Творогов.

В Биобиблиографическом словаре «Литература Древней Ру­си» дается следующее толкование этого жанра: «Жития - жиз­неописания людей, причисленных церковью к лику святых. Та­кие люди удостаивались церковного почитания и поминовения,  составление жития являлось непременным условием канониза­ции, т.е. признания святости».

Первые русские жития появляются в конце XI - начале XII века. Это два «Жития Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского» (эти произведе­ния не сохранились).

Почему на Руси возник жанр жития? Как отмечают исследо­ватели (Творогов О.В. и др.), возникновение этого жанра «было не только литературным фактом, но и важным звеном в идеоло­гической политике Русского государства. В это время русские князья настойчиво добиваются прав на канонизацию своих рус­ских святых, что существенно повысило бы авторитет русской церкви.

Рассмотрим характерные особенности жития, как одного из основных жанров древнерусской литературы.

Все жития имели вполне определенную композицию. Они со­стояли из трех основных частей: рассказ о детстве святого, свято верующего, избегающего игр со своими сверстниками; рассказ о его жизни с описанием подвигов благочестия и творимыми свя­тым чудесами; рассказ о кончине и о посмертных чудесах.

В житиях была отражена жизнь вполне реальных людей: Александра Невского, Дмитрия Донского, Василия Блаженного, Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких, Ефроси- нии Полоцкой и других. Большинство житийных чудес пред­ставляло собой рассказ о помощи святого нуждающимся лю­дям - больным, обиженным, нищим и т. д., людям, оказавшимся в критической ситуации. Как писал знаменитый русский фило­лог XIX века Федор Иванович Буслаев, «в статьях о чудесах угодников иногда в замечательно ярких очерках выступает част­ная жизнь наших предков, с их привычками, задушевными мыс­лями, с их бедами и страданиями».

По типу сюжетов жития могут быть разделены на несколько групп: жития-мартирия - рассказ о смерти святых, пострадавших за христианскую веру; жития о христианах, добровольно под­вергших себя разного рода испытаниям (например, богатые юно­ши оставляли свои состоятельные дома и вели полуголодную, полунищенскую жизнь подвижника; молодые люди оставляли города и уединялись в пустыни, жили там в полном одиночест­ве - их называли отшельниками и т. д.); жития, рассказывавшие об особом виде христианского подвижничества - столпничестве: святой долгие годы жил на вершине каменной башни, или в мо­настыре подвижники «затворялись» в келии и не покидали ее ни на час до самой смерти.

За традиционными житийными сюжетами часто скрывались живые человеческие чувства и взаимоотношения.

Жития русских святых создавались, как отмечают ученые, с XI по XII век на всем протяжении существования древнерусской литературы.

Ученые выделяют несколько типов жития по характеру геро­ев (хотя эта классификация достаточно условна). Так, выделяют­ся: жития княжеские (Александра Невского, Бориса и Глеба, Дмитрия Донского и др.); жития церковных иерархов (митропо­литов Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа); жития под­вижников во славу церкви и создателей русских монастырей (Дмитрия Прилуцкого, Леонтия Ростовского, Сергия Радонеж­ского); жития юродивых (Василия Блаженного, в память о кото­ром построен храм на Красной площади в Москве, Михаила Клопского, Прокопия Устюжского). Существовали и женские жития, правда, их было очень мало: Анны Кашинской, княгини Ольги, Уфросинии Полоцкой, Ефросинии Суздальской.

В большинстве случаев имена авторов житий (это можно отнести и ко всем письменным памятникам Древней Руси) ос­тались неизвестными. Однако о некоторых мы узнаем из тек­стов самих произведений. Наиболее прославленными авторами житий являются Нестор (XI - начало XII века), Епифаний Пре­мудрый (2-я половина XIV - 1-я четверть XV века), Пахомий Лагофет (XV век).

Все жития отличаются традиционными характерными осо­бенностями. Среди них торжественный, патетический, пафосный стиль описания.

 

  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...