A+ A A-

Жанровое многообразие древнерусской литературы. Особенности жанра жития

Древнерусская литература, по удачному выражению акаде­мика Д.С. Лихачева, долгие годы занимавшегося изучением культуры Древней Руси, была литературой «одной темы и одно­го сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни».

«Этой теме и этому сюжету, - замечает ученый О.В. Творогов, - были посвящены все жанры древнерусской литературы, особенно если говорить о литературе раннего средневековья».

Древнерусская литература отличалась многообразием жан­ров: хроники и хронографы, рассказывающие об истории мира; летописи, повествующие об истории Руси; повести, посвящен­ные отдельным важнейшим событиям русской и мировой исто­рии; жития святых и пр.

Жития святых - это «обширная литература нравоучительных биографий», биографий святых, т. е. христианских подвижников, прославившихся своим благочестием и аскетизмом или погиб­ших за свои религиозные убеждения от руки язычников или ино­верцев, - так определяет жанр жития известный исследователь древнерусской литературы О.В. Творогов.

В Биобиблиографическом словаре «Литература Древней Ру­си» дается следующее толкование этого жанра: «Жития - жиз­неописания людей, причисленных церковью к лику святых. Та­кие люди удостаивались церковного почитания и поминовения,  составление жития являлось непременным условием канониза­ции, т.е. признания святости».

Первые русские жития появляются в конце XI - начале XII века. Это два «Жития Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского» (эти произведе­ния не сохранились).

Почему на Руси возник жанр жития? Как отмечают исследо­ватели (Творогов О.В. и др.), возникновение этого жанра «было не только литературным фактом, но и важным звеном в идеоло­гической политике Русского государства. В это время русские князья настойчиво добиваются прав на канонизацию своих рус­ских святых, что существенно повысило бы авторитет русской церкви.

Рассмотрим характерные особенности жития, как одного из основных жанров древнерусской литературы.

Все жития имели вполне определенную композицию. Они со­стояли из трех основных частей: рассказ о детстве святого, свято верующего, избегающего игр со своими сверстниками; рассказ о его жизни с описанием подвигов благочестия и творимыми свя­тым чудесами; рассказ о кончине и о посмертных чудесах.

В житиях была отражена жизнь вполне реальных людей: Александра Невского, Дмитрия Донского, Василия Блаженного, Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких, Ефроси- нии Полоцкой и других. Большинство житийных чудес пред­ставляло собой рассказ о помощи святого нуждающимся лю­дям - больным, обиженным, нищим и т. д., людям, оказавшимся в критической ситуации. Как писал знаменитый русский фило­лог XIX века Федор Иванович Буслаев, «в статьях о чудесах угодников иногда в замечательно ярких очерках выступает част­ная жизнь наших предков, с их привычками, задушевными мыс­лями, с их бедами и страданиями».

По типу сюжетов жития могут быть разделены на несколько групп: жития-мартирия - рассказ о смерти святых, пострадавших за христианскую веру; жития о христианах, добровольно под­вергших себя разного рода испытаниям (например, богатые юно­ши оставляли свои состоятельные дома и вели полуголодную, полунищенскую жизнь подвижника; молодые люди оставляли города и уединялись в пустыни, жили там в полном одиночест­ве - их называли отшельниками и т. д.); жития, рассказывавшие об особом виде христианского подвижничества - столпничестве: святой долгие годы жил на вершине каменной башни, или в мо­настыре подвижники «затворялись» в келии и не покидали ее ни на час до самой смерти.

За традиционными житийными сюжетами часто скрывались живые человеческие чувства и взаимоотношения.

Жития русских святых создавались, как отмечают ученые, с XI по XII век на всем протяжении существования древнерусской литературы.

Ученые выделяют несколько типов жития по характеру геро­ев (хотя эта классификация достаточно условна). Так, выделяют­ся: жития княжеские (Александра Невского, Бориса и Глеба, Дмитрия Донского и др.); жития церковных иерархов (митропо­литов Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа); жития под­вижников во славу церкви и создателей русских монастырей (Дмитрия Прилуцкого, Леонтия Ростовского, Сергия Радонеж­ского); жития юродивых (Василия Блаженного, в память о кото­ром построен храм на Красной площади в Москве, Михаила Клопского, Прокопия Устюжского). Существовали и женские жития, правда, их было очень мало: Анны Кашинской, княгини Ольги, Уфросинии Полоцкой, Ефросинии Суздальской.

В большинстве случаев имена авторов житий (это можно отнести и ко всем письменным памятникам Древней Руси) ос­тались неизвестными. Однако о некоторых мы узнаем из тек­стов самих произведений. Наиболее прославленными авторами житий являются Нестор (XI - начало XII века), Епифаний Пре­мудрый (2-я половина XIV - 1-я четверть XV века), Пахомий Лагофет (XV век).

Все жития отличаются традиционными характерными осо­бенностями. Среди них торжественный, патетический, пафосный стиль описания.

 

загрузка...