A+ A A-

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Бе Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года» анализ произведения

История создания.

Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечав­шихся ежегодно: Анне Иоаиновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Пет­ровне, Петру III и Екатерине II. Чтение од составляло часть празднично­го церемониала, поэтому правительство их заказывало. В каждой из них поэт развивал свои идеи, связанные с судьбами русского государ­ства, выходя за рамки официально-придворной речи. В торжественных одах поэт поднимает важнейшие гражданские, социальные, политиче­ские проблемы, прямо высказывая по ним свою точку зрения. Так было создано и рассматриваемое нами произведение.

Жаир и композиция.

Традиционно оды подразделяются на следующие типы: победно- патриотические, торжественные (похвальные), философские, духовные и анакреонтические. Данное произведение от носится к жанру торже­ственной оды.

Композиция оды в соответствии с требованиями классицизма отли­чается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вы­текает из предыдущей.

Рассматриваемая ода состоит из 24 десятистишных строф с повто­ряющейся рифмовкой.

1-2-я строфы — зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы.

В последующих 3-6-ой строфах прославляются деяния императри­цы Елизаветы Петровны, а в 7-11-й строфах поэт с восхищением вспо­минает Петра I — царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончи­не которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I. Начиная с 12-й строфы поэт вновь возвращается к восхва­лению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъят­ность просторов ее державы. Завершается это описание призывом к ос­воению еще неразработанных природных богатств и развитою в связи с этим науки. 22-23-я строфы — знаменитое обращение к соотечест­венникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой.

Последняя, 24-я строфа — заключительное прославление императ­рицы и благословление се мудрого, миролюбивого царствования.

Тематика и проблематика.

С точки зрения содержания это стихотворение настолько значимо, столь много тем и проблем успевает затронуть автор, что некоторые исследователи иногда сравнивают его с поэмой. Действительно, Ломо­носов говорит здесь о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества. Вот почему большое место зани­мает в оде постоянная тема писателя — деятельность Пара I, которую он представляет как образец для царствующей императрицы Елизаветы Петровны. Ломоносов подчеркивает важность миролюбивой политики императрицы, говорит о необходимости развития просвещения и нау­ки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и про­цветанию государства. Рассмотрим подробно, как развивается автор­ская мысль.

Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами класси­цизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира:

 

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина.

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Естеа венным продолжением этой величавой картины служит вос­хваление Елизаветы, которая обеспечила процветание ораны преядо всего тем, что принесла ей мир — ведь в ее царсгвование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия:

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об ее от­це — Петре I, продолжательницей которого поэт мыслил новую царицу:

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, варварством попранну,

С собой возвысил до небес.

Петра I Ломоносов, как впоследствии и Пушкин, считал великим ре­форматором, просвещенным монархом и гениальным военачальником — подлинным национальным героем. Недаром, рассказывая о нем, поэт прибегает к образам античной мифологии: Марс и Нептун служат обо­значениями понятий войны и морской стихии. Особенно ярко описа­ние Петра-военачальника, его военных побед, укрепивших могущество России:

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на Российский флаг.

Для Ломоносова, как и для Пушкина, Петр I — это и великий строитель Северной столицы, которая открыла для России новые пути развития:

В стенах внезапно укрепленна

И зданьями окруженна,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с онаго пути склонилась,

Которым прежде я текла?»

Вполне логично после этого описания развивается мысль о том, что при Петре 1

...божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

В Россию простирали руки...

Завершая рассказ о Петре I описанием его трагической кончины, Ломоносов переходит к следующей части стихотворения: он вновь об­ращается к современности и выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и станет покровительствовать наукам, содейст- _ вовать укреплению и процветанию России. Елизавету он хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества, и далее в своей оде представляет ей своеобразную «программу действий», которая должна обеспечить дальнейшее развитие страны.

Призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изуми­тельно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатст­вами:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Дальнейшая логика развития мысли вполне очевидна: развертывая перед глазами читателя грандиозный пейзаж гигантской страны, омы­ваемой морями и океанами, простирающейся от далекого Севера, через горы Урала («верьхи Рифейски»), просторы сибирской тайги к Дальне­му Востоку и Амуру, который «в зеленых берегах крутится», поэт утвер­ждает, что такую страну нельзя оставить во тьме невежества. Для освое­ния ее природных богатств требуются образованные люди, а потому далее он призывает:

О, вы, которых ожидает Отечество от недр своих, И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободренны,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Такая логика развития поэтической мысли дает возможность автору завершить свою оду не только традиционным восхвалением Елизаветы, но и подлинным гимном в честь науки:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, — Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.

Идея и пафос.

Рассмотренное нами содержание оды Ломоносова позволяет сказать, что это произведение написано писателем-патриотом, поэтом- государственником, заботящемся о благе отечества. Вот почему в соот­ветствии с заложенными в произведение идеями он стремится выде­лить именно те качества императрицы, которые соответствуют его представлениям об идеальном монархе. С этой целью дастся экскурс в прошлое — ко временам реформаторской деятельности Петра Велико­го. Идея всемерного укрепления и развития государства на просвети­тельских основах пронизывает- все стихотворение. Но поэт- естествоиспытатель не мог не вложить в свою оду и идею развития нау­ки, которая поможет- укрепить государство, освоить необозримые про­сторы родной страны, и не призвать людей к творческой деятельности на благо Отечества.

Все это создает особый пафос стихотворения: торжественный, гражданско-патриотический, который выражает мысли и чувства писателя- гражданина.

Художественное своеобразие.

Художественные особенности стихотворения определяются его жан­ром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответст­вует так называемому одическому шпону, который составляют устой­чивый метр и устойчивая строфика. Как и все торжественные оды Ломоносова, оно написано четырехстопным ямбом, состоит из десяти- стишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГдцГ.

Стиль, как и подобает оде, торжественный, чему способствует боль­шое количество славянизмов (класы — колосья, зиждитель — Бог, дщерь — дочь, воззри — посмотри), образов, почерпнутых из античной мифологии (Минерва - богиня мудрости, Марс - бог войны, Нептун — бог моря, Борей — северный ветер), обилие риторических вопросов, восклицаний и обращений («Какая светлосгь окружает в толикой горе­сти Парнас?»; «О, ваши дни благословенны!»; «Но ах! жестокая судьби­на!»; «Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет...»). Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры и олицетво­рения: «Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»; «Твои щедро­ты ободряют наш дух и к брегу устремляют, как в понт пловца свобод­ный ветр...»; «Вы, наглы вихри, не дерзайте, ренветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».

Значение произведения.

«С Ломоносова начинается наша литература... он был ее отцом, ее Петром Великим» — так определил В.Г. Белинский место и значение творчества писателя в истории отечественной литературы. Рассмот­ренная нами ода является ярким подтверждениехМ этим словам. Ведь она не только показала богатейшие возможности русского поэтическо­го языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы. Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и других русских писателей. А мысли Ломоносова о значении науки остаются актуальными и по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека как нельзя лучше, и потому могут служить своего рода эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие. Можно сказать, что сбылась мечта великого ученого и поэта: Россия доказала, что действи­тельно способна давать всему миру «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». А занимающий одно из первых мест в мире Мос­ковский Государственный университет по праву носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

  • Анализ произведений русской литературы 9 класс

    • «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Бе Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года» анализ произведения (607)

      История создания. Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечав­шихся ежегодно: Анне Иоаиновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Пет­ровне, Петру III и Екатерине II. Чтение од составляло часть празднично­го церемониала, поэтому правительство их заказывало. В каждой из них поэт развивал свои идеи,...

      Подробнее...

    • «Слово о полку Игореве» анализ произведения (818)

      История открытия и публикации. Русская литература существует на протяжении десяти с лишним ве­ков. За этот долгий период она прошла несколько этапов развития, первый из которых охватывает ХІ-ХУІІ века. Письменные памятники, созданные в это время, принято называть древнерусской литературой. Она зародилась в ХІ-ХІІ веках в Киевской Руси. Древнерусская...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов "Горе от ума" анализ произведения (730)

      История создания. «Грибоедов — «человек одной книги». Если бы не «Горе от ума», Гри­боедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места» — так считал В.Ф. Ходасевич, поэт Серебряного века и автор целого ряда литературно-кригических статей и исследований. С одной стороны, с его утверждением можно согласиться, ведь действительно в историю рус­ской литературы...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "Анчар" анализ произведения (977)

      История создания. Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году, а впер­вые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы». Его тема­тика, связанная с проблемой свободы и тирании, представленная в контексте философского вопроса о мировом зле, вызвала подозрение у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяс­нения. В...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "Евгений Онегин" анализ произведения (824)

      История создания. «Евгений Онегин», первый русский реалистический роман, — самое значительное произведение Пушкина, которое имеет длительную исто­рию создания, охватывающую несколько периодов творчества поэта. По подсчетам самого Пушкина, работа над романом продолжалась в течение 7 лет, 4 месяцев, 17 дней — с мая 1823 г. до 26 сентября 1830 г., а в 1831...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "К морю" анализ произведения (856)

      История создания. Стихотворение стоит на рубеже двух периодов творчества Пушкина. Осенью 1824 года поэт вынужден был покинуть Одессу и переехать в 70 псковское имение своих родителей — Михайловское. Так закончилась его южная ссылка и началась новая. Именно там, в Михайловском, и было завершено стихотворение «К морю», начатое еще в Одессе. Это произведение принято...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "К Чаадаеву" анализ произведения (820)

      История создания. Стихотворение написано в 1818 году- в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в иска­женном виде было опубликовано в...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "К***" ("Я помню чудное мгновенье") анализ произведения (630)

      История создания. Стихотворение написано в 1825 году, когда поэт находился в ссыл­ке в своем родовом имении Михайловское Псковской губернии. Оно адресовано Анне Петровне Керн. История создания этого послания весьма интересна. Известно, что Пушкин действительно был увлечен Анной Петровной, знакомство с которой состоялось еще в 1819 году в...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "Пророк" анализ произведения (715)

      История создания. Стихотворение «Пророк» завершает период Михайловской ссылки Пушкина: именно его он везет с собой в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке «друзей, товарищей, братьев» в Сибирь, но его участь оставалась пока неясной: Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. Имеются сведения о том, что «Пророк»...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" анализ произведения (658)

      История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредст­венным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотво­рение...

      Подробнее...