A+ A A-

«Слово о полку Игореве» анализ произведения

История открытия и публикации.

Русская литература существует на протяжении десяти с лишним ве­ков. За этот долгий период она прошла несколько этапов развития, первый из которых охватывает ХІ-ХУІІ века. Письменные памятники, созданные в это время, принято называть древнерусской литературой. Она зародилась в ХІ-ХІІ веках в Киевской Руси. Древнерусская литера­тура - явление средневековой культуры, которая во многом определя­лась особой ролью христианской религии в жизни общества. Вот по­чему для людей той эпохи важна была не столько красота слова или занимательность сюжета, а сами произведения не считались искусст­вом в современном смысле. Книга была источником мудрости, она должна была «поучать», наставлять на путь истинный, показывать при­мер праведной жизни, построенной на основе христианских запове­дей. По словам академика Д.С. Лихачева, в древнерусской литературе можно выделить общую тему и сюжет*. «Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни». Древнерусская литература была рукописной, причем переписчик мог вносить в текст какие-то ис­правления. Ведь чаще всего автор рукописи не указывал своего имени, а созданное им произведение не считал художественным творчеством. Неудивительно, что мы знаем очень мало имен древнерусских писате­лей и нам почти ничего не известно об их жизни. Вот почему так не­прост вопрос об истории создания и авторе величайшего памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве».

Его полное название — «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Свято- славля, внука Ольгова». Созданное, как установлено исследователями, не ранее 1185-1187 гг. и не позднее начала XIII века, «Слово...» дошло до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спа- са-Ярославского монастыря. В конце 1780-х — начале 1790-х годов это г памятник был обнаружен известным собирателем древнерусских руко­писей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в приобретенном им у мона­хов сборнике рукописей. В 1795-1796 гг. была сделана копия с рукопи­си «Слова...» для императрицы Екатерины II, а в 1800 г. рукопись была переведена, снабжена вступительной статьей и примечаниями и опуб­ликована. После гибели подлинника «Слова...», сгоревшего вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина во время пожара Москвы 1812 года, именно это издание и царская копия стали единственными источника­ми сведений об этом памятнике. Уже в XVIII веке были сделаны и дру­гие переводы «Слова...», постепенно совершенствовавшие первый, в ко­тором было много ошибок из-за трудности понимания древнерусского текста (сборник был написан скорописью, при которой не разделялись слова и строки). В XIX веке «Слово...» переводили Жуковский, Майков, Мей, сохранились черновики подготовительной работы к переводу этого произведения, которым занимался Пушкин. В XX веке продолжа­лось изучение и появлялись новые переводы «Слова...», например, ИА Новикова, А.К. Югова, особое место среди которых занимают рабо­ты академика Д.С. Лихачева. Но тем не менее до сих пор многие вопро­сы, связанные с этим замечательным памятником древнерусской сло­весности, остаются еще не решенными и вдут своих исследователей. Так, выдвигались различные версии по поводу авторства «Слова...». Сре­ди предполагаемых авторов назывались киевский князь Святослав, Ки­рилл Туровский, сподвижник Игоря Петр Бориславович и даже сам князь Игорь. Подвергалась сомнению и подлинность «Слова...». Лучший ответ скептикам прошлого и нынешнего времени дал Пушкин: «Под­линность самой песни доказывается духом древности, под которого не­возможно подделаться».

Тематика и проблематика.

Тему «Слова...» составляют подлинные исторические события, поло­женные в основу сюжета: неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился страшным поражением русских войск и пленением князя Игоря. За год до этого победу над половцами одержа­ли объединенные под руководством киевского князя Святослава рус­ские войска, но тогда князь Игорь не принимал участия в сражении. Ру­ководствуясь эгоистическими интересами, он, не посоветовавшись со Святославом, задумал сам выступить руководителем нового похода. Вместе с ним в походе приняли участие только его родственники: сын Владимир, который правил в Путивле, брат Всеволод, курский князь, и племянник князь Святослав Ольгович из Рыльска. Поход был плохо  подготовлен и закончился сокрушительным поражением русских войск: большинство воинов героически погибло, а сам князь Игорь был взят в плен, из которого ему удалось бежать.

Но эта содержательная основа — лишь отправная точка, позволяю­щая автору «Слова...» осмыслить основные проблемы Руси той эпохи: осудить распри между русскими князьями, повлекшие за собой раз­дробление и ослабление Руси, с этой точки зрения рассмотреть причи­ны и последствия поражения похода князя Игоря, а вместе с тем при­звать Русь к единению. Наряду с этим автор размышляет о прошлом, настоящем и будущем своей страны, прославляет героизм ее народа. Органично в повествование «Слова...» входит рассказ о ее истории и современности, мы видим села и города, реки и просторы степей, а главное — людей, ее населяющих, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» — пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя. Автор «Слова...» ставит проблему воинской доблести и чести, любви и верности, судьбы и сво­боды воли. Но главное — это то, что обо всем этом широчайшем круге вопросов он говорит с позиции патриота, страстно болеющего за судь­бу своей Отчизны.

Идея и пафос.

Идейная основа «Слова...» — призыв автора к единению русских кня­зей, чтобы, сплотившись, совместными силами оборонять Русскую зем­лю. В условиях феодальной раздробленности, когда все больше разго­ралась распря между Мономаховичами и Ольговичами (князь Игорь как раз принадлежит к «храброму Олегову гнезду»), автор мечтает о союзе русских князей ич мыслит Киев естественным центром Русской земли. Вот почему, отступая от исторической правды, он изображает киевского князя Святослава сильным и мудрым политиком.

По убедительным предположениям современных исследователей, автор «Слова...» сам был приверженцем, а может быть, и членом «Олего- ва гнезда», а потому его задача осложнялась тем, что он должен был не только возвеличить своего князя, но и осудить его за опрометчивый поход, связанный не с общерусскими, а собственными эгоистическими интересами («добыть славу»). Вот почему образ князя Игоря так сложен и неоднозначен. Мерилом его оценки, как и всех образов и событий «Слова...», является Русская земля — подлинный герой произведения, его главная тема и идейно-композиционный центр произведения.

Автор «Слова...» рисует обширные пространства Руси, ощущая роди­ну как единое огромное целое. Ее природа предстает живой и одухо­творенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. Составной частью образа Русской земли является и ее история. В зачи­не автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба по­лы сего времени» («свивая славу обеих половин его времени»), посто­янно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протя­женный во времени и пространстве образ земли Русской, от века Троя- нова. походов Олеговых до похода князя Игоря. Войско Игоря — не просто воины, это «русичи», готовые, как и их героические предки, от­дать жизнь за «землю русскую».

Такая широта охвата придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое сло­во», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле. Не только этот фрагмент, но и многие другие страницы «Слова...» проникнуты пат­риотическим и героическим пафосом, выражающим основную идейно- эмоциональную авторскую оценку изображенному в этом произведе­нии. Перед нами страстная и взволнованная речь патриота, то гневная, то печальная и скорбная, то взволнованно-лирическая, но всегда пол­ная веры в родину, гордости за нее и уверенности в ее светлом буду­щем.

Сюжет и композиция.

«Слово о полку Игореве» — произведение сложно организованное, в котором описание событий чередуется с авторскими размышлениями, экскурсами в прошлое, лирические страницы сменяются широким эпическим описанием. Все это создает определенные трудности для восприятия и анализа его сюжетной основы. Мы рекомендуем вам для разбора этого произведения воспользоваться планом, который соста­вил один из исследователей «Слова...» С. Шамбинаго.

План

Вступление

  1. Воспоминание о Бояне.
  2. Зачин. Основная часть

1. Поход Игоря.

❖                Соединение с Всеволодом и его дружиной.

❖               Вступление русских в половецкую степь.

❖               Первая встреча с половцами.

❖                Вторая встреча с половцами:

а) грозные знамения природы;

б) героизм Всеволода;

в) песнь о временах старого Владимира;

г) роковая битва.

♦> «Трудная» песнь об Игоревом походе, то есть песнь о печали и беде на Русской земле.

  1. Песнь о великом Святославе.

❖               Похвала великому князю Киевскому Святославу.

❖                Сон Святослава.

❖                «Золотое слово» Святослава:

а),    укор Игорю и Всеволоду;

б) воззвание к князьям о помощи.

❖               Скорбь о гибели славы прадедов.

❖                Песнь о Всеславе.

❖               Заключительная песнь.

  1. Возвращение Игоря.

❖               Плач Ярославны.

❖               Освобождение Игоря:

а) побег Игоря из плена;

б) встреча с Донцом;

в)    неудачная погоня. Заключение

  1. Величание князей.
  2. Концовка.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что композиция «Слова...» чет­кая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о по­ходе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения. Автор стремится выразить свое отношение к изображаемым событиям, донести свою политическую оценку их значения для всей Русской зем­ли, а потому повествование часто прерывается разнообразными автор­скими отступлениями, на фоне которых стремительно, как в кинемато­графе, мелькают полные метафорической и символической образности картины, связанные с походом Игоря.

Открывает «Слово...» вступление, в котором автор определяет свою задачу: в отличие от легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна он не собирается восхвалять подвиги князей, а хочет «по были­нам сего времени», то есть следуя исторической правде, рассказать о подлинных событиях недавнего прошлого.

Основная часть включает в себя три внутренне взаимосвязанных раздела. В первом повествуется о сборах Игоря и других князей в поход и зловещих предзнаменованиях, сопровождающих продвижение вой­ска по половецкой степи («Солнце ему тьмою путь заступало»). Далее показан первый успешный бой с половцами передового отряда и со­крушительное поражение русских войск в битве на Каяле, гибель и пленение дружинников и князей.

Центральный эпизод второго раздела — вещий сон о поражении войска Игоря, который видит киевский князь Святослав, и его «золотое слово», содержащее важнейшие для автора мысли о необходимости объединения русских земель.

Третий, самый небольшой по объему, раздел включает два основных эпизода. Это плач Ярославны, удивительное по красоте и выразительно­сти символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках; и описание побега Игоря из плена.

Заключительная часть «Слова...» — своеобразный эпилог, в котором рассказывается о возвращении князя Игоря, осознавшего свою вину, и его торжественной встрече в Киеве. Завершается все повествование ра­достным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю.

Основные герои.

Главным героем «Слова...» является не какой-либо из князей, а рус­ский народ. Русская земля, а потому образ Русской зелуш занимает в нем центральное место. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр. Дунай, это древние города Киев, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич, Путивль и многие дру­гие, это «сине море» и просторы степей — «страны незнаемой». Разно­образные картины природы, ветер, солнце, грозовые тучи не просто

12 составляют фон, на котором разворачивается действие, но и сами уча­ствуют в нем: солнце затмением заступает путь Игорю, как бы желая от­вратить его от гибельного для Руси похода на половцев, а Донец стелет бегущему из плена князю зеленую постель на своих серебряных бере­гах, одевает его теплым туманом. В образе Русской земли объединяется для автора «Слова...» историческое прошлое и настоящее се народа, воина, труженика, способного во имя любви к отечеству и ближним от­дать все свои силы, пожертвовать жизнью. И именно к ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора.

Значительное место в «Слове...» занимают образы князей и воинов. Отношение автора к русским князьям двойственное. С одной стороны, он им сочувствует, гордясь их успехами и сокрушаясь о неудачах. С дру­гой стороны, он осуждает их раздоры, эгоистические интересы, узость политических взглядов. Все это относится к одному из самых ярких из них — образу князя Игоря. С ним связана не только основная сюжетная линия, но и важнейшая для автора идея. Автор создает идеальный образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет чита­телей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. Но в то же время князь — человек своей эпохи. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, по­скольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновид­ность которых привели к меадоусобной борьбе, раздорам и в конеч­ном итоге к потере единства Руси как государства.

Недаром рядом с образом князя Игоря появляется образ его деда Омега Святославича, которого автор выразительно называет «Горисла- вичем», напоминая о народном горе, вызванном его усобицами. Внук Ярослава Мудрого, Олег жил во второй половине XI — начале XII века. Он был постоянным противником Владимира Мономаха, борясь с ним за влияние и власть. Вот почему автор «Слова...» пишет о том, что Олег Гориславич «мечом крамолу ковал» и стрелы по земле сеял. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, не случайно стой г в заглавии произведения. Так и Игорь, отправившийся в поход на по­ловцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле, на ко­торую после его поражения обрушилось опустошительное нашествие врагов.

В остальных русских князьях автор «Слова...» в большей мере отме­чает их положительные черты, чем отрицательные. Он подчеркивает их воинскую славу, силу, мощь, готовность к подвигу. Одним из самых за­поминающихся образов «Слова...» стал именно такой князь — брат Иго­ря Всеволод, которого автор выразительно называет «буй тур». В нем воплощен образ идеального воина, героически погибающего на поле битвы. В его изображении проступают черты былинного богатыря: «Ку­да, тур, поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат пога­ные головы половецкие». Впечатление гиперболы достигается еще и тем, что на князя как бы переносятся подвиги его дружины: «Стоишь ты в самом бою, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными!» Единый в боевом порыве со своей дружиной, «ярый тур» Всеволод здесь как бы сражается ее мечами и саблями, «прыща*» на врагов ее стрелами.

Особое место в произведении занимает образ дружины князя Игоря и союзных ему князей. Это собирательный образ русского воина, за­щитника отечества. Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это про­щание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжест­вом, не с Курском или с Путивлем. «Храбрые русичи» — так красноре­чиво называет их автор, с глубокой скорбью повествуя о том, как полегли они на «кровавом пиру», а оплакивает их вся Русская земля.

Это всенародное горе символически обобщает плач Ярославны — юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной рус­ской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. Плач Ярославны имеет еще одну важную функцию: он призван оправдать бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегст­во как бы освящено космическими, природными силами, которые при­званы плачем Ярославны («ветер, ветрило», «Днепр Словутич», «светлое и трисветлое солнце»). Именно ее горе и горе всей Русской земли по­могли совершению переворота в душе князя Игоря. В финале он осоз­нает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять уча­стие в будущих походах русских князей против половцев. Эгоистические устремления Игоря оказываются побевдены сознанием важности единения всех князей для спасения земли Русской.

Эта идея во многом связана с образом киевского князя Святослава, который воплощает идеал мудрого и сильного, порой «грозного», пра­вителя, главы русских князей. В своем «золотом слове», обращенном ко всем русским князьям, Святослав не только скорбит о беде, которая по­стигла войско Игоря, а с ним — и всю Русскую землю, но и упрекает князей в преследовании эгоистических интересов. Он дает каждому из них краткую и точную характеристику и завершает речь призывом объединить усилия в борьбе с внешним врагом.

Этот прямой политический призыв к единению, прозвучавший в «золотом слове» Святослава, прямо соотносится с главной авторской идеей, а потому «слово» Святослава может быть воспринято и как «сло­во» автора. Ведь автор — это тоже один из основных образов и героев «Слова...», его лирической части. Нам неизвестно его подлинное имя, мы не знаем, жил ли он в Киеве, Чернигове, Полоцке или Новгороде- Северском, был ли приближенным князя Святослава или дружинником в войске Игоря, но это и не так важно. Главное — это то, что автор «Сло­ва...» — человек широко образованный, великолепно знающий родную историю и способный делать глубокие обобщения на основе историче­ского опыта, истинный патриот Русской земли. Он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени, подняться до обще­русской точки зрения и выразить ее в художественно совершенной форме.

Особняком в «Слове...» стоит образ певца-поэта Бонна. С воспомина­ния о нем автор начинает свое вступление, рисуя Бояна поэтом про­шлого, «соловьем старого времени», который своими песнями прослав­лял князей той поры. Это «вещий» внук (потомок) языческого бога Велеса. Слог его песен был высокопарен, торжественен, что соответст­вовало жанру хвалебной поэзии. Автор «Слова...», отдавая дань уваже­ния знаменитому сочинителю-певцу, подчеркивает свое главное отли­чие от него: сам он будет писать «по былинам сего времени», то есть следуя за фактами, а не вымыслом. Вот почему в самом начале своего повествования он полемически говорит о невозможности писать «ста­рыми словами» о печальных событиях похода князя Игоря. Для этого ему потребовалось обновить устаревшую художественную систему, что привело к созданию поистине уникального творения искусства слова.

Художественное своеобразие.

«Слово о полку Игореве» — сложное, оригинальное в художествен­ном отношении произведение. Это не стихи, но и не обычная проза, поскольку она ритмически организована, наполнена тончайшей звуко­писью и тем самым похожа на стихи — недаром существует множество стихотворных переложений этого произведения.

Среди жанров древнерусской литературы (летописи, поучения, «хо­ждения», жития святых, воинская повесть) жанр слова можно опреде­лить как произведение церковного и светского красноречия, (торжест­венная речь). Но «Слово о полку Игореве» соединяет в себе черты нескольких традиционных жанров — воинской повести, героической песни и ораторской прозы. Кроме того, оно наследует черты, присущие устному народному творчеству, в частности жанрам плана (оплакива­ние печальных событий) и славы (прославление князей). А сочетание лирического и эпического начал создает поистине неповторимый ху­дожественный сплав, делающий «Слово...» уникальным памятником древнерусской и в целом мировой художественной литературы.

Все эти разнообразные стилистические элементы находят свое отра­жение в поэтическом языке «Слова...». Так, в нем широко используется военная терминология («копье преломить» — одержать победу); элемен­ты ораторского красноречия (обращения — «Братие и дружино!», «Яр тур Всеволод!», «О Донец!»; риторические вопросы и восклицания — «Не ва­ши ли воины золочеными шлемами по крови плавали?»; многочислен­ные повторы — рефрен «О Русская земля! ты уже за холмом!»). Тесно свя­зано «Слово...» и с фольклорной традицией. Это проявляется в использовании песенной символики (князья — «солнце», Ярославна пла­чет «кукушкой», Игорь летит «соколом»); постоянных эпитетов («борзые кони», «чистое поле»; «сизый орел»); народно-поэтических сравнений (битва сравнивается с посевом, который печалью восходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам недостает кровавого вина). Звуками, звонами, пением переполнено все «Слово...» («кони ржут», «трубы трубят», «скрипят телеги»). Не менее оно насыщено и всем много­цветьем красок («черные тучи», «серебряные струи», «красные щиты»).

Но особенно широко в «Слове...» используется фольклорный прием одушевления и олицетворения сил природы, что отражает идущее от времен язычества представление о единстве природного и человече­ского мира. Природа здесь не фон исторических событий, а действую­щее лицо. Исторический факт — затмение солнца — в летописи интер­претируется как знак Божьего гнева, а в «Слове...» солнце само активно действует против князя Игоря и его войска. Ярославна вместо христи­анской молитвы обращается к природным силам — Ветру, Днепру,. Солнцу, — разговаривая с ними как с живыми существами, принимаю­щими активное участие в судьбе ее мужа. Кажется, что автор «Слова...» помнит времена «Трояновы», когда славяне поклонялись Солнцу, Днеп­ру и Ветру. В этом контексте не кажется странным и одушевление от­влеченных понятий: мы встречаем здесь и Деву Обиду с лебедиными крылами, и зловещего Дива, и Карну — олицетворение скорби и плача. Какие-то мифические черты проглядывают и в образе Бояна, словно он действительно может обернуться и орлом, и сизым волком, и белкой.

Все это свидетельствует о том, что ко времени создания «Слова...» древнерусская литература накопила большой творческий опыт и дос­тигла художественной зрелости.

Значение произведения.

«Слово о полку Игореве» по праву признается памятником мирового значения и стоит в ряду шедевров мировой средневековой литературы. Об этом произведении оставили свои восхищенные отклики многие деятели русской и мировой культуры. Не было ни одного крупного рус­ского ученого-филолога, который не писал бы о «Слове...», Насчитыва­ется более семисот работ, посвященных этому произведению. Многие исследователи отмечают, какое большое влияние имело «Слово...» на развитие не только русской литературы, но и искусства в целом. У Пуш­кина в самом конце его жизни были планы сделать перевод этого про­изведения, но уже в поэме «Руслан и Людмила» чувствуется воздействие древнего памятника: на пиру у Владимира гости слушают «глас прият­ный» певца Бояна. А в заметке о «Слове...» 1836 года поэт отмечал: «Мно­гие писатели XVIII века не имели вместе столько поэзии, сколько нахо­дится оной в плаче Ярославны, в описании битв и бегства». Критик В.Г.Белинский назвал это произведение «прекрасным благоуханным цветком, достойным внимания, памяти, уважения». Увлечение «Сло­вом...» отразилось и в творчестве Гоголя, в частности в его «Страшной мести» и «Тарасе Бульбе». Со «Словом о полку Игореве» связано еще од­но выдающееся достижение русского искусства — опера Бородина «Князь Игорь». На сюжет «Слова...» созданы замечательные картины русских художников, таких, как Васнецов. Оно переведено на все сла­вянские языки и большинство западноевропейских. Но до сих пор по­являются все новые издания, переводы, исследования, посвященные гениальному памятнику древнерусской литературы, который находит отклик и в сердцах современных читателей.

  • Анализ произведений русской литературы 9 класс

    • «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Бе Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года» анализ произведения (607)

      История создания. Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечав­шихся ежегодно: Анне Иоаиновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Пет­ровне, Петру III и Екатерине II. Чтение од составляло часть празднично­го церемониала, поэтому правительство их заказывало. В каждой из них поэт развивал свои идеи,...

      Подробнее...

    • «Слово о полку Игореве» анализ произведения (819)

      История открытия и публикации. Русская литература существует на протяжении десяти с лишним ве­ков. За этот долгий период она прошла несколько этапов развития, первый из которых охватывает ХІ-ХУІІ века. Письменные памятники, созданные в это время, принято называть древнерусской литературой. Она зародилась в ХІ-ХІІ веках в Киевской Руси. Древнерусская...

      Подробнее...

    • А.С. Грибоедов "Горе от ума" анализ произведения (731)

      История создания. «Грибоедов — «человек одной книги». Если бы не «Горе от ума», Гри­боедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места» — так считал В.Ф. Ходасевич, поэт Серебряного века и автор целого ряда литературно-кригических статей и исследований. С одной стороны, с его утверждением можно согласиться, ведь действительно в историю рус­ской литературы...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "Анчар" анализ произведения (977)

      История создания. Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году, а впер­вые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы». Его тема­тика, связанная с проблемой свободы и тирании, представленная в контексте философского вопроса о мировом зле, вызвала подозрение у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяс­нения. В...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "Евгений Онегин" анализ произведения (824)

      История создания. «Евгений Онегин», первый русский реалистический роман, — самое значительное произведение Пушкина, которое имеет длительную исто­рию создания, охватывающую несколько периодов творчества поэта. По подсчетам самого Пушкина, работа над романом продолжалась в течение 7 лет, 4 месяцев, 17 дней — с мая 1823 г. до 26 сентября 1830 г., а в 1831...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "К морю" анализ произведения (856)

      История создания. Стихотворение стоит на рубеже двух периодов творчества Пушкина. Осенью 1824 года поэт вынужден был покинуть Одессу и переехать в 70 псковское имение своих родителей — Михайловское. Так закончилась его южная ссылка и началась новая. Именно там, в Михайловском, и было завершено стихотворение «К морю», начатое еще в Одессе. Это произведение принято...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "К Чаадаеву" анализ произведения (820)

      История создания. Стихотворение написано в 1818 году- в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в иска­женном виде было опубликовано в...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "К***" ("Я помню чудное мгновенье") анализ произведения (630)

      История создания. Стихотворение написано в 1825 году, когда поэт находился в ссыл­ке в своем родовом имении Михайловское Псковской губернии. Оно адресовано Анне Петровне Керн. История создания этого послания весьма интересна. Известно, что Пушкин действительно был увлечен Анной Петровной, знакомство с которой состоялось еще в 1819 году в...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "Пророк" анализ произведения (715)

      История создания. Стихотворение «Пророк» завершает период Михайловской ссылки Пушкина: именно его он везет с собой в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке «друзей, товарищей, братьев» в Сибирь, но его участь оставалась пока неясной: Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. Имеются сведения о том, что «Пророк»...

      Подробнее...

    • А.С. Пушкин "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" анализ произведения (658)

      История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредст­венным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотво­рение...

      Подробнее...