A+ A A-

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая» анализ произведения

Стихотворение «Отговорила роща золотая» (1924) харак­терно для есенинской пейзажной лирики последних лет. В нем уже нет тех эпитетов и метафор, конкретно связанных с рели­гиозной тематикой, которые были столь широко распростра­нены в ранней лирике поэта.

На лоне природы лирический герой стихотворения полон философских раздумий и воспоминаний. С.А. Есенин написал это произведение в селе Константинове, запечатлев в нем ре­альную рябину, стоявшую перед окном родного дома.

Природа в произведении одухотворена, эмоционально на­полнена. В нем широко представлена излюбленная поэтом цветовая гамма (золотой, голубой, сиреневый, красный, жел­тый). Автор использует олицетворения («отговорила роща зо­лотая Березовым, веселым языком», «о всех ушедших грезит конопляник»), метафоры («в саду горит костер рябины крас­ной»), эпитеты (равнина «голая», юность «веселая»).

Разнообразен синтаксис произведения: риторический во­прос («Кого жалеть?»), анафорический повтор («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), синтаксический параллелизм («Как дерево роняет ти­хо листья, Так я роняю грустные слова»).

Благодаря этим оригинальным и в то же время необычай­но органичным поэтическим средствам и приемам традицион­ные лирические образы (дом, дерево, журавли) организуются в единую неповторимую, но запоминающуюся картину — ти­пичный пейзаж среднерусской полосы.

Образ дома в стихотворении наполняется широким фило­софским смыслом. Дом воспринимается не как конкретное жилище, а как весь белый свет:

Кого жалеть?

Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Поклонение дереву характерно для язычества — исконной религии Древней Руси. О важности этого образа для своей ми­ровоззренческой позиции С.А. Есенин писал в статье «Ключи Марии».

Журавли — также символический образ. Способность птиц преодолевать огромные расстояния с недоступной чело­веку скоростью издревле привлекала человека. В древности птицам приписывались магические свойства. Считалось, что птицы могут принести счастье и что после смерти души усопшего переселяется в птицу. Картина дружного журавли­ного отлета ассоциировалась в народе с обильным урожаем, поэтому крестьяне так внимательно относились к этому явле­нию и выходили прощаться с птицами.

Улетающие журавли, упавшие листья, грустные слова — весь образный ряд стихотворения создает элегическое на­строение, созвучное размышлениям о скоротечности челове­ческой жизни, непредсказуемой судьбе творчества.

Живописное дыхание есенинской музы растворено повсю­ду: оно слышно в шелеете кудрявых кленов, чувствуется в свежести осенней прохлады, ощущается в буйстве красок ве­сеннего разнотравья. Кажется, словно сама божественная сила природы диктовала поэту лирические строки:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, в нем шесть строф, перекрестная рифмовка.

 

загрузка...
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

    • B.C. Высоцкий «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» анализ произведения

      Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный мир является любовь. Образный ряд произведения...

    • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...» анализ произведения

      Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни. Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка...» (извест­ной также под названиями «Военная песня» и...

    • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения

      «Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории. Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для фли­бустьерского духа эпохи шестидесятничества. B.C....

    • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения

      «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою...

    • А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом...» анализ произведения

      В стихотворении «Вечерние часы перед столом...» А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творче­ских мук и эмоциональных переживаний...

    • А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости...» анализ произведения

      Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти...» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А. Ахматовой важно подчеркнуть...

    • А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения

      Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под...

    • А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения

      Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время...