A+ A A-

Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» стало народ­ной песней, которую исполняют самые разные люди — и профес­сиональные певцы, и просто любители пения. В чём причина та­кой популярности этой песни? В первую очередь, конечно, в тексте, автор которого был подлинно русским человеком и пре­красно понимал русскую душу.

Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый из нас в определённый момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Стихотворение Есенина — это песня прощания с бо­гатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь. Но это не слёзы расставания, это воспевание того прекрасного, что было в жизни: трепетного бие­ния сердца, душевной свежести, «буйства глаз и половодья чувств», вольного общения с природой — «страной берёзового ситца», ощущения свободы («Дух бродяжий!...»).

Стихотворение начинается тройным отрицанием. Если сей­час, когда молодость прошла, человек не жалеет (мыслится во­прос — о чём?), не зовёт (кого?), не плачет (вновь — о чём?), то значит, что когда-то, может быть, совсем недавно он жалел, звал и плакал! «Сердце, тронутое холодком» — тронутое холодной логикой разума, который заставляет переоценивать события прошедшего отрезка жизни.

Удивительной строкой начинается четвёртая строфа: «Я те­перь скупее стал в желаньях...» Обычно противоположные поня­тия скупости-щерости мы используем по отношению к деньгам, реже говорим о скупости или щедрости души. Есенин говорит, что молодости свойственна особая щедрость — щедрость жела­ний, когда человек хочет очень многого, подразумевая, соответ­ственно, что и способен на многое. Эта щедрость желаний — не потребительское хочу, а богатство духовных устремлений и вера в собственные силы. Рассудок молодости не ограничивает пред­ставление о возможностях, и человек щедро тратит свои силы, стремясь познать различные грани мира.

Но когда грани увидены, пределы нащупаны и осознаны, возникает скупость — в желаниях, скупость, которая идёт не от недостатка жизненной энергии, а от понимания возможностей.

Переоценка заставляет спрашивать: «...Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» В этот момент весь прожитый путь — от дет­ства до зрелости — воспринимается как одно прекрасное целое: «Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне».

 

В последней строфе — мудрое примирение, принятие зако­нов мира. Вторая половина жизни представляется не менее пре­красной, как и первая, но прекрасной по-иному. Поэт выстраива­ет кольцевую композицию: в первой строфе стихотворения возникает «золото увяданья» — осенние листья, в конце мы ви­дим метафору «листьев медь». Образ листьев отсылает нас к за­конам природы, рождает мысль о гармонии мира. Стоя на грани­це двух возрастов, двух важных этапов человеческой судьбы, по­эт посылает благословение всему живущему: «Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть».

Стихотворение звучит настолько гармонично, что, кажется, само просится на музыку. Этому способствует размер, выбран­ные поэтом, — пятистопный хорей (хорей — излюбленный раз­мер русских народных песен), богатые звукопись и рифмы, свой­ственное перекрёстной рифмовке чередование женских и мужских рифм.

Как всем лучшим есенинским стихам, этом стихотворению свойственна метафоричность, которая ценна прежде всего как от­ражение синтетического, целостного мироощущения («увяданья золото», «страна берёзового ситца», «пламень уст», «буйство глаз», «половодье чувств», «листьев медь»). Приблизиться к по­этическому восприятию нам помогают и сравнения («как с белых яблонь дым» — сочетание сравнения с метафорой), «словно я... проскакал на розовом коне»). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор, сравнений («с белых яблонь», «весенней гулкой ранью»). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов раз­ной стилистической окраски: мы встречаем низкое слово «шлять­ся», немыслимый в высоком штиле «дух бродяжий», простореч­ное «рань» — и высокие «увяданье», «тленны», «вовек благословенно», церковнославянскую форму инфинитива «про­цвести» — «процвесть».

Народность монолога лирического героя воплощена в обра­щениях, традиционных для фольклора: герой обращается к сво­ему сердцу, «духу бродяжьему», к своей жизни, восклицает «О, моя утраченная свежесть...», словно призывая свою юность и не- замутнённость чувств в свидетели.

Но главным образом глубинное единение с народом отрази­лось в принятии закона рождения и смерти. Благословляя вЪё, «что пришло процвесть и умереть», поэт благословляет и нас с вами —людей, которые спустя десятилетия читают его стихи.

  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого - построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...