A+ A A-

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Тема свободы и воли присутствует в творчестве Александра Сергеевича Пушкина на протяжении всей его жизни и проходит эволюцию от раннего творчества к позднему. Подводя итоги своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт написал такие строки:

        И долго буду тем любезен я народу,
        Что чувства добрые я лирой пробуждал,
        Что в мой жестокий век восславил я свободу.

Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы свободы и воли в своей поэзии.

В раннем творчестве поэт понимает свободу как внешнюю – свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представляет только внутренняя свобода, которая ограничивается нравственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт воспринимает вольность как философскую категорию.

В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает государство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Вольность», в которой поучает царей и воспевает свободу и вольность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:

        Лишь там над царскою главой
        Народов не легло страданье,
        Где крепко с Вольностью святой
        Законов мощных сочетанье;
        Где всем простерт их твердый щит,
        Где сжатый верными руками
        Граждан над равными главами
        Их меч без выбора скользит…

Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:

        Владыки! Вам венец и трон
        Дает Закон – а не природа;
        Стоите выше вы народа,
        Но вечный выше вас Закон.

Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические примеры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском замке.

В конце стихотворения автор преподносит урок правителям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления справедливости:

        Склонитесь первые главой
        Под сень надежную закона,
        И станут вечной стражей трона
        Народов вольность и покой.

Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лирический герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:

        Товарищ, верь: взойдет она,
        Звезда пленительного счастья,
        Россия вспрянет ото сна,
        И на обломках самовластья
        Напишут наши имена!

Более глубокое понимание свободы поэт выражает в стихотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, то есть Пушкин использует прием антитезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Природа живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди, должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:

        Я здесь, от суетных оков освобожденный,
        Учуся в Истине блаженство находить,
        Свободною душой Закон боготворить…

Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой переводит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают закон.

В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой – сомневается, что это возможно:

        Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
        И рабство, падшее по манию царя,
        И над отечеством свободы просвещенной
        Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Постепенно Пушкин отказывается от былых идеалов и приходит к осмыслению внутренней свободы. В стихотворении «Чаадаеву» (1824) Пушкин снова обращается к теме свободы, но осознает ее по-другому. Это произведение перекликается со стихотворением шестилетней давности, тоже обращенным к Чаадаеву. Поэт размышляет об истории храма в Тавриде, сравнивая свою дружбу с Чаадаевым с дружбой Ореста и Пилада. В конце стихотворения Пушкин делает вывод, что теперь считает дружбу главной ценностью и готов отдать за нее жизнь:

        …И, в умиленьи вдохновенном,
        На камне, дружбой освященном,
        Пишу я наши имена.

Поэт остается верным своим друзьям на протяжении всей жизни, поэтому после поражения восстания декабристов в 1825 году, несмотря на то что его взгляды изменились, он возвращается к понятию внешней свободы, чтобы поддержать участников восстания, среди которых было много его друзей. В качестве примера могут служить стихотворения «Во глубине сибирских руд…» и «Арион».

В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало даром, что «темницы рухнут и свобода. примет радостно у входа…».

Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пятерых декабристов. В этом произведении автор в иносказательной форме описывает события, связанные с декабристами. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пушкин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихотворения свидетельствуют, что лирический герой продолжает начатое дело:

        …Я гимны прежние пою
        И ризу влажную мою
        Сушу на солнце под скалою.

К концу жизни для Пушкина свойствен философский взгляд на окружающую действительность. Это касается и отношения к свободе. Философское осмысление категории свободы раскрывается в стихотворении «(Из Пиндемонти)». В нем поэт отказывается от общественного положения (государственной службы), от мирской суеты: «Все это, видите ль, слова, слова, слова».

Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностями. Для Пушкина главное – это внутренняя свобода, которая ограничена нравственным идеалом самого человека:

        …Никому
        Отчета не давать, себе лишь самому
        Служить и угождать; для власти, для ливреи
        Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.

В противовес идеалам общества Пушкин называет другие ценности, которые составляют содержание жизни человека: это природа и искусство. По мнению поэта, человек, приобщившийся к этим «правам», постигает истину и счастье: «Вот счастье! вот права…»

Таким образом, проследив развитие темы свободы и воли в лирике Александра Сергеевича Пушкина, читатель может сделать вывод, что эта тема проходит сложную эволюцию. Вместе с поэтом меняется и его мировоззрение: желание изменить окружающую действительность сменяется желанием усовершенствовать себя.

  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого - построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...