A+ A A-

РИТМ. РИФМА. ВИДЫ РИФМЫ

  • Ритм — постоянное, мерное повторение в текс­те однотипных отрезков, в том числе минималь­ных — слогов ударных и безударных.

С понятием «поэтический ритм» связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К числу таковых относятся повторы:

  • • тождественных или аналогичных слоговых групп (то­нический ритм);
  • • стиховых строк равной длительности (силлабический);
  • • синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтакси­ческий);
  • • звуков в конце строк (рифма);
  • • звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма);
  • • чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца — мужское и женское, муж­ское и дактилическое;
  • • пауз в конце стиховых строк;
  • • пауз словоразделов на равных композиционных ме­стах внутри стиховых строк (цезура);
  • • соотношений между синтаксическим строем пред­ложения и метрической основой стиха (интонацион­ный ритм).

Рифма — повтор отдельных звуков или звуко­вых комплексов в окончаниях двух или несколь­ких строк стихотворения.

Классификации рифм

По степени совпадения рифмующихся элементов выделяются рифмы:

  • точная — заударные конечные звуки совпадают; полюбишь — голубишь
  • неточная — заударные конечные звуки не совпадают по звучанию, количеству, порядку расположения. пророчит — хохочет

По типу конечного звука выделяют рифмы:

  • открытая — оканчивается на гласную; забавлять — поправлять
  • закрытая — оканчивается на со­гласную. отдана — верна

По положению ударения выделяют рифмы:

  • • мужская — ударение приходит­ся на последний слог; рыдал — стоял
  • • женская — ударение приходит­ся на предпоследний слог; наука — скука
  • • дактилическая — ударение приходится на третий от конца слог; кается — мается
  • • гипердактилическая — уда­рение приходится на четвёртый (и далее) от конца слог. падающий — скрадывающий

Рифмующиеся элементы в строфе могут располагаться различными способами.
Выделяют следующие типы рифмовок:

парная (смеж­ная) — рифмую­щиеся элементы располагаются по схеме ааЬЬ;

 

«Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробуждённою весной

И смолистою сосной»

(К. Бальмонт).

перекрест­ная — рифмую­щиеся элементы располагаются по схеме аЬаЬ;

«Гул затих. Я вышел на под­мостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку»

(Б. Пастернак).

 

опоясывающая (кольцевая)— рифмующиеся элементы распо­лагаются по схе­ме аЬЬа;

«С земли не видно. Страшную беду

Почувствовав, мы сразу замол­чали.

Заупокойно филины кричали,

И душный ветер буйствовал в саду»

(А. Ахматова).

смешанная — рифмовка, в ко­торой сочетаются различные схе­мы. Например, ааЬаЬ.

«О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски!..»

(Н. А. Некрасов)

Строфа — повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также рас­положением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединён­ное определённой системой рифмовки; дополни­тельный ритмический элемент стиха.

Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увели­ченным интервалом.

Основные виды строф:

  • • двустишье;
  • • четверостишье;
  • • октава (8 строк);
  • • терцины (3 строки);
  • • онегинская строфа (14 строк);
  • одическая строфа (10 строк).
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого - построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...