A+ A A-

Письменность и литература Древней Руси

Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось, по-видимому, с распространением христианства и со­зданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием сла­вянского алфавита — кириллицы. Самыми ранними из дошед­ших до нашего времени памятников древнерусской письменнос­ти являются Остромирово Евангелие 1056—1057 гг., И зборники 1073 и 1076 гг.

В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выде­ланной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в ко­жу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.

В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для «книж­ного учения». Грамотных людей было довольно много, о чем сви­детельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестя­ные грамоты XI—XII вв. Среди них — частная переписка, дело­вые хозяйственные документы, даже ученические записи.

В Киеве при соборе Святой Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.

На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, историчес­кие хроники, повести.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерус­ской литературы. Ведущее место среди литературных произве­дений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» (ПВЛ) возник в на­чале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV—XV вв. Она стала основой русского летописания. Ее вклю­чали практически во все местные летописи. Важнейшими тема­ми ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли.

Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев, которые отнюдь не бесстрастно наблюда­ли за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.

В летописи нередко включались публицистические и лите­ратурные произведения. «Слово о законе и благодати» митро­полита Илариона (первого митрополита русского происхожде­ния), написанное во второй трети XI в., посвящено прославле­нию христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В «Поучении Владимира Мономаха» (1117) создан образ идеального князя, мужественного в бою, за­ботящегося о подданных, радеющего о единстве и благополу­чии Руси.

Крупнейшие центры летописания в XII в. — Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.

Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Его создатели всегда отражали в первую очередь местные, городские дела. Особое внимание новгородская летопись удели­ла событиям 1136 г. (изгнание князя Всеволода Мстиславича), положившим начало политической самостоятельности Новгоро­да. Летописи здесь создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не харак­терно для придворного княжеского летописания, преобладавше­го в других русских землях.

Летописание Северо-Востока зародилось при Андрее Бого- любском и отразило стремление этого князя утвердить первенст­во Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле. Летописцы стояли на стороне Владимира в его соперничестве со «старшими» городами Ростовом и Суздалем, а князей Андрея Боголюбского и Всеволода III Большое Гнездо изображали почти как святых.

Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окру­жении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галицкой земли. Лето­пись восхваляла князей Романа и Даниила, пропагандировала идею сильной княжеской власти. Для галицкой летописи харак­терна поэтичность, зачастую пренебрегающая хронологической точностью.

В XII в. общерусское летописание сменилось областным. Все летописцы сохранили понимание единства Руси и потому вся­кий раз начинали повествование с ПВЛ, но, продолжая его, опи­сывали, главным образом, местные события. В определенной степени это сужение кругозора компенсируется более присталь­ным вниманием к повседневной жизни.

Сознание единства Русской земли — ведущая тема литера­туры XII—XIII вв. Крупнейшим произведением этой эпохи счи­тается «Слово о полку Игореве», посвященное походу новго- род-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси ав­тор «Слова» видит в распрях между князьями, в их неподчине­нии великому киевскому князю. Самыми выдающимися частя­ми «Слова о полку Игореве» являются «Плач Ярославны» и «золотое слово» киевского князя Святослава Всеволодовича, наполненное глубокой болью за Русскую землю и призывом к единству.

Важным видом чтения средневекового русского человека бы­ли жития святых. На Руси стала создаваться собственная жи­тийная литература. Среди них — «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.

В условиях средневековья человек редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так характерен жанр «хожений», рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится «Хожение» игумена Даниила, совершив­шего паломничество в Палестину.

На рубеже XII—XIII вв. было написано «Моление Даниила Заточника», отличающееся выразительным рифмованным язы­ком и поэтичными художественными образами. Автор его жил во Владимиро-Суздальской земле и был, по-видимому, княжес­ким дружинником или зависимым от князя человеком. Даниил восхваляет княжескую власть, на которую уповает как на ми­лость Божью. В то же время он враждебно отзывается о боярст­ве, презирает холопство, непочтительно говорит о монастырских обычаях. Даниил Заточник, как и другие авторы XII—XIII вв., выражает тревогу за судьбу Русской земли, раздираемой княже­скими усобицами.

 

загрузка...