A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема личности учителя

Сочинение

Воспоминания В. Пескова, известного натуралиста, по­священы детским годам и, прежде всего, его любимому учи­телю. Может, именно под влиянием этого педагога родилась в душе его ученика любовь к природе, желание изучать ее? Раздумывая над этим, я пришел к выводу о том, что про­блема, поднимаемая автором, связана с отношениями учи­теля и ученика.

Автор рассказывает о своей дружбе с учителем. О том, как педагог учил любить природу, землю, деревню, как сво­им личным примером показывал, что значит чувствовать все живое. Учитель не преуспевал в жизни, он писал слабые стихи, жил в жалкой избенке, но именно к нему спешил ав­тор, чтобы поговорить, получить совет. Учитель открывал для В. Пескова мир природы. Он рассказывал сказки, исто­рии из жизни, хвалил, когда что-то хорошо получалось, де­лал справедливые замечания.

Позиция автора текста не сформулирована открыто. Но, мне думается, автор хотел сказать нам о том, что настоящий учитель становится для учеников старшим другом, о кото­ром помнят всю жизнь. Вряд ли таким был для детей учи­тель классических языков Беликов, герой рассказа А.П. Че­хова «Человек в футляре». Он радовался, только когда читал инструкции и циркуляры, всегда ждал, что случится что-то плохое, искал, за что надо наказать гимназистов, все высматривал, шпионил и больше молчал. Этот закрытый для всего мира человек не мог снискать любовь учеников, и вряд ли кто-то из них захотел бы стать его другом.

Совершенно другой образ наставника представлен в рас­сказе В. Распутина «Уроки французского». Автор создал об­раз преподавательницы французского языка, которая при­няла материнское участие в сложной судьбе своего ученика. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны — она стала играть с мальчиком «в пристенок» на деньги — скрывается человеческое стремление помочь другому. Так учительница давала ребенку в трудное послевоенное время получить немного денег на пропитание. Это пример гуман­ности, способности к жертвованию своими интересами ради спасения ребенка.

Я думаю, что настоящий учитель — это любящий чело­век, какой и была Лидия Михайловна.

Текст

(1) Учитель хотел, чтоб мы любили деревню.

(2)  —   Поэты вырастают в деревне. — (З)Для доказатель­ства он вспоминал имена, и правда выходило: поэты вырас­тали в деревне.

(4)Учитель любил дисциплину, рассчитывал на уроке все до минуты. (5)Но когда на сухие репейники под окна опус­кались щеглы, он тихонько открывал раму и сыпал на по­доконник семечки.

(б)Летом мы пололи свеклу, возили сено, ходили соби­рать землянику, молотили подсолнухи. (7)В первый день де­сятого класса учитель сказал:

(8)— Вот что, друзья, опишите мне поле. (9)Я хотел, чтобы вы учились не только по книжкам. (10)Я хочу знать, как вы любите землю...

(11) Через пять дней учитель принес тетрадки.

(12) — Петрову — «три», опять ошибки... но это сочине­ние я прочту вслух.

(13) Петров сидел красный и счастливый.

(14) Учитель  закрыл тетрадку, сказал:

(15) — Хорошо. (16)Только как же ты перепелку забыл? (17)Это же лучшая песня на поле.

(18)Все улыбнулись, потому что знали слабость учителя. (19)В его холостяцкой избенке в клетке из тонкого хвороста жила перепелка...

(20)Мы подружились с учителем. (21)Уже после школы, приезжая в отпуск, я в первый же день стучался в избенку. (22)Учитель приносил из погребка холодные огурцы, варил на плите картошку и чай. (23)Когда все новости были рас­сказаны, мы чуть слышно свистели, и в клетке из хвороста начиналась песня: «Спать пора! Спать пора!..»

(24) Чистые,  резкие звуки бились о стены, где висели пучки засохших цветов, репродукция левитановской «Осе­ни», пожелтевшая фотография молодой женщины.

(25) Учитель листал тетрадки, а когда разгибался, чтоб отдохнули глаза, рассказывал:

(26) — Возле Одессы есть место: женщины утром по це­лой корзине набирают разбившихся перепелок. (27)Пере- пелки ночью летят на юг и в этом месте, как в коридоре, сбиваются в стаи и бьются о провода...

(28)Если я приезжал летом, мы уходили в лес или сади­лись около ржи послушать вечерние голоса. (29)Над полем неслышно летал козодой, шмели обивали с колосьев пыль­цу. (ЗО)На топком месте монотонно кричал одинокий дер­гач, а рядом во ржи били перепела.

(31)В нашей области у пастухов живет хорошая сказка. (32)Дергач пришел к перепелке посвататься. (33)«Нет, дру­жок, — ответила перепелка, — ты беден, у тебя и телушки нету...» (34)«Будет телушка», — ответил дергач и ушел на болото искать...

(35) И, должно быть, нашел.

(36) «Тпрусь! Тпрусь!..» — кричит дергач.

(37) А  перепелка волнуется. (38)У перепелки самой ни кола, ни двора.

(39)  «Вот   — идет! Вот — ведет! Хлева — нет! Негде — деть».

(40) «Тпрусь! Тпрусь!» — гонит телушку дергач...

(41) Сказку мы вспоминали каждое лето.

(42) — Как придумано, а? А ты говоришь, пастухи!.. Вот что, в другой раз приедешь — пойдем ловить перепелок.

(43) Это был последний разговор с деревенским учителем. (44)Осенью я получил телеграмму: «Василь Николаевич умер...» (45)Я был в отъезде и опоздал попрощаться.

(46) Школьники показали холмик свежей земли на опушке.

(47) Дальняя     родственница Василь Николаевича провела в хорошо знакомую комнату... (48)Пучки засохших цветов, репродукция «Осени», пожелтевшая фотография.

(49) — А это он велел вам показать...

(50) В   свертке были стихи. (51)Я просидел у лампы всю ночь. (52)Стихи были слабыми. (53)Учитель знал это, и по­тому стихи много лет были стянуты старым шпагатом... (54)А как же быть с перепелкой? (55)Не подумав, я решил ее выпустить.

(56)Птица взвилась над скошенным полем и вдруг кам­нем упала на стежку. (57)Я подержал в руке теплый комо­чек. (58)Сердце не билось. (59)Слишком долго пробыла в клетке...

(В. Песков)