A+ A A-

Сочинение-рассуждение по тексту. Русский язык: иноязычное заимствование

Русский язык... Какие изменения в нем про­исходят?.. Как кажется, очень большие. И это неудивительно. Меняется мир — язык соответ­ственно не стоит на месте. Именно об этом пишет М. А. Кронгауз.

В тексте речь идёт о внедрении иностранных слов в русскую речь. Автор раздражён потоком проникновения английских слов, причём мно­гие из них вовсе не понятны даже образованным людям. Тем не менее, учёный считает, что неко­торые иностранные слова имеют «право на граж­данство» в связи с номинацией новых профессий (например, менеджер) или в результате появления новых предметов. Однако он негодует по поводу того, что написание некоторых слов имеет много вариантов («риэлтор», «риэлтер», «риелтор», «риелтер»). Конечно, такое положение несвойственно русским нормам и ставит в тупик почти каждого человека при графическом начертании его.

Привлекательным фрагментом в тексте явля­ется замечание учёного о русских эмигрантах, которые, несмотря на новые ДЛЯ них языковые усло­вия, сохраняют русский язык. И это примечатель­но, когда люди бережно относятся к своему языку.

М. А. Кронгауз обращает наше внимание на то, что сейчас многие слова можно понять, только лишь зная английский язык. Более того, лингвист возму­щён одним репортажем, в котором журналист даже не потрудился перевести слово, хотя в дальнейшем и признал правомерность его использования.

Хочется согласиться с мнением М. А. Кронгау- за о том, что в языковой свободе тоже должен быть порядок (правильное ударение и правописание). И действительно, в связи с широким заимствова­нием слов порой не знаешь, как поставить ударе­ние и приходится либо не употреблять его, либо, используя его, говорить всякий раз «простите, я не знаю, как правильно сказать (например, апар- тамЕнты или апартАменты)».

Надо отметить, что многие необычные лексемы в языке одними рассматриваются как дань моде, другими — отклонение от нормы. К примеру, в по­вести Р. Трахтенберга «Гастролёр» жаргонные сло­ва иностранного происхождения нравятся предста­вителям субкультуры (чикен, например, говорят о девушке и др.), а для носителей русского литера­турного языка — это загрязнение родной речи.

Кстати, нестандартная лексика независимо от её происхождения в некоторых случаях просто необходима, чтобы показать, например, языковой вкус эпохи. Так, в повести А. П. Чехова «В овраге» бывший крестьянин Анисим, переехавший в го­род и устроившийся в полицию, употребляет про­фессиональный жаргонизм (вальдшнепов стрелятпь — искать краденое)> чтобы перед своими од­носельчанами обозначить свой новый социальный статус. И за это нельзя осуждать Антона Павло­вича, поскольку он делает речь героя правдивой, отражая новое языковое явление, свойственное городским жителям рубежа двух веков. Кстати, языковая ситуация прошлого примерно подобна нашей современной, поэтому нужно заимствова­ния употреблять в крайней необходимости.

Таким образом, распространение заимствован­ных слов в русском языке — это нормально явле­ние, однако должно быть чувство меры. И не слу­чайно М. А. Кронгауз не приветствует неуместное использование иностранных слов в русской речи.

 См. текст в пособии ЕГЭ, 2016 вариант 13. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. М.: Национальное образование, 2016, с. 116-117.

 

 

  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце ... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее ... О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». Уже давно закрыта последняя...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по пути свой характер как в условиях...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно нико­му, поэтому человеку надо уметь жить в согласии с ним. Время —...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   - безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил, церемоний и традиций. (Тихон должен...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора

      Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она по своей собственной воле стремится к духовной...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком народным, понятным каждому представителю общества....

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений

      В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с симпатией (Чацкий, князь Фёдор, брат Скалозуба,...

    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...».

      И сам, покорный общему закону, Переменился я ... А. Пушкин Жизнь... Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей судь­бе, о будущем, о...

    • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

      Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы лучшей половины человечества: философов, художников,...

    • Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба)

      Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия... Великая Россия! ... Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и правдой. В нужный момент всегда появлялась такая...