Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций.
Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Многим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно никому, поэтому человеку надо уметь жить в согласии с ним.
Время — это не только философская категория, но и период жизни человека в определённую эпоху. Одним на долю судьбы выпадают годы войны, другим — мирное время. Однако человеческие проблемы, особенно нравственного порядка, не выбирают сроки их разрешения. Хотелось бы конкретно проанализировать выдвинутое положение на произведениях Б. Васильева «В списках не значился» и В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть».
Известно, что время — это настоящее, будущее и прошлое. Кстати, все эти категории в широком смысле представляют собой единую и неделимую ценность, благодаря чему жизнь продолжается. О будущем человечество всегда заботилось и хотело видеть его радостным, пусть даже не для себя, а для других. В этом плане замечательным примером является подвиг Николая Плужникова, показанный Б. Васильевым в романе «В списках не значился» . Герой отдаёт свою жизнь во имя будущего.
Он делает правильный выбор: не заботится о себе, потому что для него важнее свобода родины.
Как видим, разум молодого лейтенанта в полной гармонии с требованием времени. Война обязывает сосредоточиться на главном — свободе, — причём не личной, а свободе Отечества. Именно ради этого он до самой весны без еды, без воды, без оружия вёл «свою войну» с немцами, сохраняя знамя Брестской крепости. А ведь по правилам войны, если знамя не завоёвано, то и оккупированная территория не считается законной. Примечательно то, что Плужников соглашается выйти из подземелья только после услышанного ответа на вопрос о положении советской армии. Обрадованный новостью о разгроме фашистских войск под Москвой, молодой человек говорит «переводчику» о надёжности захоронения знамени и по выходе наверх достойно ведёт себя перед врагом. Об этом свидетельствует короткая фраза — «Я — русский солдат». В результате услышанного немецкое командование салютовало ему как настоящему защитнику родной земли.
Итак, поведение Николая Плужникова соответствовало требованиям времени, поскольку нужно было защитить страну с новым укладом жизни, в идеологии которой было развитие нравственных качеств (совесть и честь, ответственность и долг).
Интересно заметить: независимо от характера эпохи человечество не утратило в своём нраве такие чувства, как вера и доброта. К примеру, в повести В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» после аварии, случившейся в жизни Олега и Ирочки, для Анны наступают тяжёлые дни с бесконечными подсчётами капель для невестки. Да, героине трудно, порой она задумывается: «Зачем?». Но Анна смиряется и ежедневными усилиями ставит Ирочку на ноги. Для героини «длинная ночь» в её жизни сменяется «рассветом», чему способствовала именно любовь к ближнему и чувство ответственности за жизнь человека, т.е. всё то, что человечество закрепила в своей традиции.
В. Токарева продемонстрировала настоящую силу души и стойкость женщины, оказавшейся в трудной ситуации. Анна забыла про все обиды, нанесённые невесткой, взвалила на свои плечи тяжёлую работу и, в конце концов, достойно преодолела невзгоды.
Как видим, главная героиня обладает недюжинным характером. Доброта её души (умение простить) сделала её оптимистически настроенным человеком, человеком высокого гуманизма (невестка стала для Анны родной).
Таким образом, время, с одной стороны, оказывает влияние на формирование характера, с другой — закрепляет выработанные не одним поколением нравственные ориентиры, потому что приходится разрешать возникшие проблемы, тяжесть которых обусловлена эпохой и реалиями жизни. Так, Плужников, не растеряв себя в ужасе войны, пожертвовал собой ради свободы всего народа; Анна, несмотря на семейные временные передряги, проявила доброту, т.е. герои не отступили от культурных традиций и норм, выработанных временем.