A+ A A-

Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое честь?

 

Текст для работы

(I)  Лето.  (2)Солнце разливает мёд по сотам дворов, рас­крашивает яркой зелёнкой пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: «На воротах Пашка и Митька!» (б)Футболисты! (б)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех пор, пока мамино: «Домой!» не разобьёт последнюю пару, уже в тем­ноте гоняющую мяч.

(7) Как и в моём детстве.

(8) Помню,     мальчишкой идёшь по бульварам, утоплен­ным в аромате черёмухи, и под ноги падают скрученные в тугие конусы домики гусениц-листовёрток. (9)Возьмёшь та­кой в руки, и, если не уснула в нём в предвкушении крыль­ев хозяйка, выскользнет из убежища, испуганная, повиснет на тонкой паутинке в воздухе. (10)Так и память детства: тронешь её хрупкий кокон — и подарит, встревоженная, давно забытую историю...

(II) Был  у нас во дворе дед.

(12) Обычно   он появлялся ранним утром, доходил, при­храмывая, до лавочки под тенистой раскидистой черёмухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера.

(13)Чей    это был дед? (14)Откуда? (15)С кем жил? (Іб)Детству не интересна старость.

(17)Для нас он был просто неизменным атрибутом летне­го двора. (18)Дед никогда не заводил разговоров с нами, а мы не мешали ему, потому что постоянно убегали на школьный стадион, где до ночи считали голы с мальчишка­ми соседнего района. (19)Там не было ворот, но с их ролью справлялись четыре палки, устанавливаемые попарно на разных краях песочного поля.

(20)Мечтать вот о такой футбольной коробке, где сейчас, по-взрослому уперев руки в колени, Пашка и Митька гру­дью стояли каждый за свои ворота, а с ними и за честь ко­манды и славу лучших голкиперов школы, нам и не прихо­дилось. (21)Поэтому день, когда чей-то отец раздобыл где-то пару настоящих ворот с белой сеткой, непродранной и не залатанной на сто рядов шнурками, стал для нас настоящим праздником. (22)Мы теперь хозяева всех чемпионатов и вла­стители турнирного календаря!

(23)Ворота установили аккурат напротив скамейки, где сидел дед. (24)Когда работа была закончена, он медленно обошёл их, опираясь на палочку, и ушёл со двора. (25)«Согнали старика», — нахмурился мой отец.

(26)Но спустя несколько минут дед вернулся. (27)Мы не сразу заметили его, увлечённые игрой, и ему пришлось об­ратить на себя внимание негромким окликом:

(28)— Орлы! (29)А ну подь-ка сюда!

(30)Дед принёс нам мяч. (31)Настоящий, из чёрно-белых шестиугольников, тугой — не чета нашему затёртому серо­му сдутышу! (32)«Чего рты раззявили? (33)А ну на поле — марш!» (34)Из нагрудного кармана рубашки он достал на­стоящий судейский свисток и оглушительно, на весь двор, свистнул.

(35)Мы капитулировали. (Зб)Мальчишескую спесь, напу­скное презрение к футбольным советам отцов, наши пози­ции в мальчишеском рейтинге игроков — всё отрезал и ос­тавил в прошлом тот свисток. (37)Наши двенадцать сердец в каждой игре до самого конца сезона того лета держали рав­нение на сухонькую фигурку в тени черёмухи.

(38)Дед оказался знатным стратегом и строгим судьёй. (39)Мы внимали ему не дыша, пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обхо­дить противников и прорываться к их воротам. (40)У него был слабый голос, и он не мог кричать, поэтому во время игры общался с нами свистком. (41)Резкий, пронзительный звук раздавался над двором в моменты, когда кто-то из нас проводил запрещённый приём или осмеливался схитрить или позволить себе играть вполноги. (42)Дед не выкрикивал имён, но каждый, замирая, думал: «Не мне ли свистят?», и каждому казалось, будто дед смотрит на него одного, и ка­ждый старался не подвести старика. (43)3а какие-то три ме­сяца лета мы стали самой честной, самой бесстрашной, дис­циплинированной и почему-то самой дружной командой района.

(44) А потом дед пропал.

(45) Мы заметили это не сразу: наступила первая неделя сентября, школа, музыкальный театр по абонементу... (46)Вечером пятницы я пришёл домой, толкнул открытую дверь — родители, видимо, только что сами вернулись с ра­боты — неслышно ступил в коридор и услышал, как мама со вздохом спросила отца: «Как же Коле объяснить, что де­да больше нет? ».

(47) — Мама?!

(48) Она      обернулась, ахнула:

(49) — Колечка, мы хотели сказать...

(50)..Вовсём нашем пацанячьем детстве не было слёз горше...

(51)  Детство не знает оправданий смерти...

(52) Наша дворовая команда продержалась до самого вы­пускного. (53)И до самого выпускного никто из наших ни в одной игре не позволял себе на поле неспортивного поведе­ния. (54)Нет, мы уже не боялись услышать строгий оклик свистка. (55)Самым страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черёмуховому деду усомниться в том, что его уроки честности — перед командой, против­ником и, в первую очередь, перед самим собой — прошли не зря.

(По О. Павловой )

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами опреде­ление. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь?»у взяв в качестве тезиса данное Вами опре­деление. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) при­мера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а вто­рой — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

В моём понимании честь — это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения че­ловеком.

В рассказе О. Павловой для мальчишек из дворовой фут­больной команды таким стал «черёмуховый дед». Он был строгим судьёй (предл. 38), не допускал запрещённых приё­мов и хитростей на поле (предл. 41). Старик научил ребят честности, бесстрашию, порядочности (предл. 43) — тому, что входит в понятие «честь». Именно она не позволяла ре­бятам предать память деда, когда его уже не стало (предл. 55).

Честь в почёте во всём мире. Русская народная пословица предупреждает: «Береги честь смолоду», арабы говорят: «Под­держка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести», в Украине считают, что «лучше честь, чем волов шесть».

Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёр­кивается в культуре всех народов.

Вариант 2

Честь, как я понимаю, это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать ре­шения по совести и не опускаться до мелких склок, завис­ти, жадности. Человек чести — это порядочный человек.

В прочитанном мною рассказе «черёмуховый дед» нау­чил команду мальчишек-футболистов играть по совести, быть дружными (предл. 43). Он передал ребятам вместе с умением вести мяч ещё и благородство, желание не допус­кать «неспортивного поведения» на поле и в жизни (предл. 55).

Понятие чести связано для меня и с эпохами рыцарей и мушкетёров, когда красота поступков, верность себе, даме сердца или короне ставились превыше личной выгоды и зо­лота.

Можно вспомнить короля Артура, который, по мнению некоторых историков, создал орден самых доблестных «ры­царей круглого стола». Об их чести, справедливости до сих пор ходят легенды.

Я считаю, что на протяжении всей жизни человек дол- Ж6Н беречь свою честь и не терять её.

Вариант 3

Я считаю, что честь — это такое поведение, которое вы­зывает чувство уважения у окружающих. Честь подразуме­вает умение поступать справедливо, без лжи, фальши, стра­ха, не проявляя малодушия и эгоизма.

Это качество рождается в условиях повседневной жизни. Именно так и происходит в рассказе О. Павловой. Маль­чишки переняли у своего «черёмухового деда» нечто, чему они не дают названия. Рассказчик признаётся, что они «по­чему-то» стали не только самой дружной командой района (предл. 43), но и ещё самой честной, бесстрашной и дисцип­линированной. Безусловно, это достойно уважения и восхи­щения!

Безымянный дед сформировал в них понятие чести. Ведь даже после его ухода команда не забыла преподанных уро­ков (предл. 53, 55).

Хорошо, когда в жизни рядом есть такие люди, учась у ко­торых ты понимаешь, кого можно считать человеком чести.

 

загрузка...