A+ A A-

Сочинение ОГЭ 15.3. Что такое ответственность?

 

Текст для работы

(I)  Директор  школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот оче­редной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому- нибудь в нос? (З)Разве всё запомнишь!

(4)— Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? — устало произнёс он.

(6)— Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что- нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна ста­ла кричать, а потом велела нам убираться вон.

(9) —   Всё? — спросил директор.

(10) — Нет, мы ещё были в милиции.

(II) Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придви­нул кресло к столу.

(13)  — Как ты очутился в милиции?

(14) Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:

(16)— Женщину она не кусала, она просто играла и ух­ватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а соба­ка бежала рядом.

(20)Глаза директора, которые были устремлены на маль­чика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.

(22) — Давай дальше.

(23)  Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и сло­ва, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.

(24)  — В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару...

(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью на­валившись на стол.

(27) — Где ты нашёл её?

(28)  — В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили.

(30)   Мальчик   неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.

(31) —  Когда я в первый раз привёл собаку домой, отец был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От собаки одна толь­ко грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От со­баки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.

(37) Теперь слова мальчика уже не были круглыми ша­риками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.

(38) — Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время ду­мал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле. (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома, выгнал её. (46)Теперь у меня нет собаки.

(47)  В   комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.

(48) Неожиданно  директор сказал:

(49) —  Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе со­баку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.

(52)  Мальчик  покачал головой.

(53) Директор  встал со стула, подошёл к мальчику и на­клонился к нему:

(54) — Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.

(56)— Я буду отвечать на его вопросы... (57)Пока не вы­расту.

(58) — А что ты будешь делать, когда вырастешь?

(59)  — Я буду защищать собак.

(По Ю. Яковлеву )

15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТ­СТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность?», взяв в качестве те­зиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Ответственность — это качество, которое мы проявляем, когда берём под свою опеку более слабого или самостоятель­но справляемся с какой-либо сложной ситуацией. Она про­является в поступках, а не на словах.

Так, в рассказе Ю. Яковлева мальчик Таборка вёл себя ответственно по отношению к бездомной собаке. Опасаясь за её жизнь, он привёл животное сначала домой (предл. 31), а затем в класс, носил собаке завтрак в портфеле (предл. 44).

Жестокость отца, безответственно поступившего не толь­ко с собакой, но и с ним, лишь укрепила желание мальчика защищать собак.

Маленький Принц в одноимённой сказке А. Экзюпери: очень точно сформулировал суть ответственности: «Мы в от­вете за тех, кого приручили». И поэтому я считаю, что нужно не бояться брать на себя ответственность за судьбу более слабого, ведь это воспитывает человечность, взаимо­понимание.

Вариант 2

Ответственность — это умение человека отвечать за взя­тые на себя обязательства. Это качество невозможно без ду­шевной щедрости, внутренней силы.

Например, директор школы в рассказе Ю. Яковлева по­ступил как ответственный человек, когда захотел подарить Таборке собаку (предл. 50) и взял с него обещание поми­риться с отцом (предл. 55). Он подошёл к сложной ситуации своего ученика с участием и пониманием, ведь директор — это руководитель школы, а значит, ему не безразличны на­строение мальчика и его взаимоотношения с родителями.

Читая данный текст, я не могла не вспомнить «Уроки французского» В. Распутина. Лидия Михайловна из чувства ответственности за своего ученика дополнительно занима­лась с ним иностранным языком, старалась накормить и обогреть голодного мальчика. Это счастье, когда такие лю­ди, как она, встречаются на жизненном пути.

Только ответственный человек может выстроить с дру­гими людьми отношения, основанные на уважении, внима­нии и заботе.

 

загрузка...