A+ A A-

Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.3. Что такое малодушие?

 

Текст для работы

(I)  Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (З)Одевались они понятно как — ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши дев­чонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напро­лёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7) Вечером   возьмёт Светка лодку, выгребет одна на сере­дину озера и начинает выть.

(8) Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...

(Ю)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

(II)  —  Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(14) А   голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перисты­ми облаками, тёплым воздухом...

(15) Почему-то нам с Женькой не приходило в голову по­говорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.

(17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устрои­ла запись желающих в очередной поход.

(18)  Женька  подошёл к Рыжухе и сказал:

(19) —  Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с на­ми на прогулку!

(21)  —  Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.

(22) Опять  отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(24) — В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(25)  Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное...

(26) Тёплым  июньским днём мы устроились на палубе те­плохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.

(28)  3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(29) —  Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с мар­гарином и яйца лежали.

(30) — Моя, — ответила Светка.

(31) —  Алле хоп! — воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:

(32)  — Эй, Рыжая! (ЗЗ)Вон где твоя сумочка!

(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно.

(Зб)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (Зб)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(37) Женька   Светке рукой машет и орёт:

(38)  — До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(40) Девчонки  -кричат противными голосами:

(41) — Прощай, подруга!

(42) — Больше не увидимся!

(43) И  давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжу­хой устроил...

(44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не по­нял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — неда­ром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лу­гам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сто­рону отодвигала...

(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радо­ваться...

(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная ска­зала, что она поступила в музыкальное училище.

(54) А   ещё через пять лет я начал учиться в одном из пе­тербургских вузов и познакомился с Наташей, которая по­вела меня в Мариинку, на оперу.

(55) В   первые минуты спектакля на сцене появилась рос­кошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благо­родной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(57)— Рыжуха! — ахнул я. (58)— Ты понимаешь, это Рыжуха! — кричу я Наташе шёпотом. (59)— Мы с ней в од­ном классе учились!

(60)— Что ты говоришь?! — всполошилась знакомая. — (61)Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!

(63)  — Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

(64) — Светлана Сергеева.

(65)  Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не пони­мая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.

(66) После спектакля Наташа предложила:

(67)  —  Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не гово­рил, что она «выла».

(73)— Надо же! — удивлялась Наташа. (74)— С Сергее­вой в одном классе учился!

(75) Мой авторитет в её глазах значительно вырос.

(76) Я  плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.

(По Е. Габовой )

15.3. Как Вы понимаете значение слова МАЛОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте дан­ное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое малодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приве­дите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочи­танного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Малодушие — это слабоволие, которое проявляется в подверженности чужому, чаще плохому, влиянию и боязни поступать так, как велит совесть.

В тексте Е. Габовой малодушно повёл себя рассказчик по отношению к Светке Сергеевой, талантливой девочке, впо­следствии ставшей оперной звездой. Он ни разу не сделал замечания одноклассникам, называвшим пение Светы «во­ем», хотя чувствовал, что поёт она хорошо (предл.14).

Кроме того, рассказчик понимал, что все они не правы, презирая Светку, демонстрируя свою жестокость, однако предпочёл лишь молча осуждать действия одноклассников (предл. 40, 44-47).

Почему он повёл себя так? Да просто из-за страха ока­заться белой вороной, изгоем.

В самом деле, у таких, как он, людей «малая душа», а потому и совести там нет места...

Вариант 2

В моём понимании малодушие — это недоразвитость ду­ши, отсутствие в характере человека таких качеств, как уважение к ближнему и забота о нём, умение отстоять своё мнение.

Из текста мы узнаём, что рассказчик знаёт, почему так бедно была одета Светка (предл. 3), однако ни разу не оста­новил бездушных соклассниц, осуждавших девочку, не за­щитил её.

Не проявил он характер и тогда, когда Женька подлым образом заставил её сойти на берег и не поехать в поход (предл. 30-36).

Поэтому-то снова смалодушничал рассказчик, когда ему представилась возможность встретиться со Светкой и, воз­можно, извиниться перед ней за поведение всего класса. Он просто не захотел встречи (предл. 70), струсил.

Как многолико и неприятно может быть малодушие! Нам всем нужно работать над собой, чтобы потом не мучила со­весть за когда-то проявленное слабоволие.

Вариант 3

Малодушие — это синоним слабохарактерности, такое качество, которое говорит об отсутствии в человеке воли. Кроме того, малодушный человек лишён собственного мне­ния, а потому в сложных конфликтных ситуациях предпочитает отмалчиваться или принимает сторону большинства, не­вольно становясь соучастником очень неприятных событий.

Например, рассказчик в тексте Е. Габовой, когда сооб­щает подруге о том, что учился в одном классе с восходя­щей оперной звездой Светланой Сергеевой (предл. 59), ма­лодушно умалчивает, как они, одноклассники, не видели в ней таланта (предл. 10), не желали терпеть её репетиций (предл. 11-13), презирали за бедность (предл. 4).

Ему стыдно за своё прошлое, но он снова не нашёл в себе мужества и воли, чтобы попросить у Светы прощения за на­несённые ей обиды (предл. 70).

А ведь отсутствие воли приводит к тому, что, не желая потерять расположение окружающих или боясь показаться слабым, малодушный человек становится наркоманом или соучастником преступления. Таких примеров немало в на­шей жизни.

Поэтому, чтобы не зависеть от мнений и действий других людей, нужно подавлять в себе малодушные мысли и жела­ния.

 

загрузка...