A+ A A-

Сочинение ОГЭ 15.3. Что такое жалость?

 

Текст для работы

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом пла­вали чёрные тучи. (З)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

(5) —   Что это? — спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

(6) —   Горит, — рассеянно ответил отец, думая о своём.

(7) —   Что горит?

(8) —   Как будто выселенная деревня за городом.

(9) —   Что? — вскинулся Толик. (10)— Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и по­бежал изо всех сил. (13)Он нёсся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не ду­мая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а де­ревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жиз­ни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20) Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

(21) — Там мальчик! — кричал отец. (22)— Там мальчик!

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестно­сти, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки крас­ными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

(28)— Назад! — крикнул отец. (29)— Немедленно назад!

(ЗО)Но Толик мотнул головой. (ЗІ)Собрав силы, он ки­нулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым.

(ЗЗ)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал мат­рас. (34)Тёмки не было.

(35) Кашляя,  мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36) Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хва­тал что-то и прятал за пазуху — он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37) В  это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк — сгоревшая тополи­ная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

(45)— Ложись! (46)Ложись! — говорил ему отец, но Тём­ка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ру­гался:

(49) — Что же ты наделал, юный натуралист!

(50) Толик         вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51) Толик завидовал Тёме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52) В  самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

(По А. Лиханову )

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЖАЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами опреде­ление. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое жалость?», взяв в качестве тезиса данное Вами оп­ределение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Жалость — это чувство, которое испытываешь к кому-то, кто попал в сложную ситуацию, чем-то обижен или ущем­лён. Жалеть — значит сострадать, испытывать желание по­мочь тому, кто в беде.

Жалость, которая не подкрепляется никакими дейст­виями, больше свойственна детям. Взрослые в большинстве случаев предпринимают активные действия.

Это различие между жалостью ребёнка и жалостью взрослого показано в рассказе о Толике и Тёмке. Толик при­знаётся, что после пожара он «остался таким же мальчиш­кой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым» (предл. 53).

Тёмкино взросление произошло потому, что он пожалел цыплят не на словах, «как это часто бывает, а на самом деле».

Я считаю, что и мой младший брат стал взрослее, когда в канун прошлого Нового года решил отдать в детский дом свою любимую игрушку — железную дорогу. Так он пожа­лел и поддержал детей, оставшихся без родителей: «Я уже успел в неё поиграть, а им эта игра принесёт много радости».

Жалость — хорошее чувство, но лучше всего, если в паре с ней идут и поступки! Такой вывод я могу сделать из про­читанного.

Вариант 2

Я думаю, что жалость — это то же самое, что сострада­ние, сопереживание. Жалость может побуждать человека к оказанию поддержки или помощи пострадавшему.

Именно так и происходит в рассказе о мальчике по име­ни Тёмка. Жалость к цыплятам, которые могли пострадать от пожара, пробудила в нём смелость. Он не убежал из из­бушки подальше от пожара, а спасал птенцов и «прятал их за пазуху» (предл. 36). Когда Тёмку положили на носилки, он старался лечь так, чтобы не задавить цыплят (предл. 44).

Французскому писателю Пьеру Корнелю принадлежит фраза: «Ранимы жалостью высокие сердца». Это значит, что данное чувство чаще всего знакомо людям великодушным, сильным, добрым.

И ещё, я думаю, жалость, особенно подкреплённая дей­ствиями, — это проявление душевной силы и сострадания.

Вариант 3

Жалость — это умение отнестись к другому человеку или к любому живому существу с пониманием, способность вы­разить ему сочувствие и заботу. Это чувство лучше всего проявляется в поступках.

Так, в тексте А. Лиханова Тёмка из жалости бросился в пожар спасать цыплят (предл. 36), хотя сам сильно риско­вал жизнью.

Это же чувство стало началом дружбы собаки и клоуна Мистера Жоржа в рассказе А.П. Чехова «Каштанка». Клоун пожалел Каштанку, когда та, выбившись из сил, заснула у дверей подъезда, и забрал к себе.

Я считаю, что жалость — это хорошее качество, оно от­личает добрых, милосердных людей, которые всегда готовы прийти на помощь.

 

загрузка...