A+ A A-

Тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов 20 века

Каждый из русских поэтов, живших в годы Великой Отече­ственной войны, не обошел военную тему в своем творчестве.

Известную поэтессу Анну Андреевну Ахматову война за­стала в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Ше­реметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, кра­сила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях «Первый даль­нобойный в Ленинграде», «Птицы смерти в зените стоят». В конце сентября 1941 года по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Обратившийся в роковые дни к замученному им народу со словами «Братья и сестры...» Сталин понимал, что патриотизм, глубокая духов­ность и мужество Ахматовой пригодятся России в войне с фашизмом. Стихотворение Ахматовой «Мужество» было на­печатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия:

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внук |\1 дадим, и от плена спасем Навеки:

 

В 1943 году Ахматова получила медаль «За оборону Ле­нинграда». Стихи Ахматовой военного периода лишены картин фронтового героизма, написаны от лица женщины, остав­шейся в тылу. Сострадание, великая скорбь сочетались в них с призывом к мужеству, гражданской нотой: боль переплавля­лась в силу. «Было бы странно назвать Ахматову военным по­этом, — писал Б. Пастернак. — Но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет граж­данской значительности».

Другой советский поэт, Константин Симонов, в 1941- 1944 годах был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда». В 1942 году он вступил в ВКП(б). В пьесах «Парень из нашего города» (1942), «Русский вопрос» (1946) и др. раз­вивал тему человека на войне. Огромную известность ему принесла военная лирика, среди которой такие стихи, как «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня», «Убей его» и др. Его произведение «Русские люди» удостоилось по­четнейшего права быть опубликованным в газете «Правда». В 1944-1946 годах Симонов — главный редактор журнала «Зна­мя», с 1946 года — газеты «Красная Звезда».

Во время Великой Отечественной войны А.Т. Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи («Фрон­товая хроника») и очерки. Твардовский прошел дорогами Ве­ликой Отечественной войны в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная Звезда», видя лично все ужасы войны. Сти­хотворение «Война — жесточе нету слова» является своеоб­разным философским обобщением всего того, что представля­ет собой война. Лирический герой не принимает войну, сострадает погибшим, но чувствует священную необходи­мость защиты Родины:

Война — жесточе нету слова,

Война — печальней нету слова,

Война — святее нету слова...

Стихотворение «Я убит подо Ржевом...» относится к пат­риотической лирике Твардовского. Основная тема лирического произведения — скорбь о погибших. Стихотворение построено в форме монолога убитого неизвестного солдата. Лирический герой — один из многих, погибших в годы войны. Приметы его гибели: безымянный бой, негероическая смерть во время бом­бежки, похоронен в безымянном болоте вместе с другими, та­кими же безымянными солдатами. Прах этих рядовых солдат смешался с землей, которая дает жизнь будущему:

Я — где корни слепые

Ищут корма во тьме,

Я — где с облачком пыли

Ходит рожь на холме.

Погибшие вопрошают живых: взят ли Ржев, отстояли ли Мо­скву, не допустили ли врага до Урала, они хотят знать, что знамя победы развевается над Берлином и их смерть не напрасна:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она — спасена.

Мертвые просят помнить о них, потому что в победе — «наша кровная часть», и завещают живым счастье жить на земле, сохранять достоинство и в горе, и в ликованье:

Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать — горделиво, Не клонясь головой, Ликовать — не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, счастье свое — В память воина-брата, Что погиб за нее.

Стихотворение «В тот день, когда окончилась война...» (1948) посвящено теме памяти. Лирического героя не покида­ет чувство вины перед теми, кто погиб в годы войны. Во вре­мя праздничного салюта наступила «особая для наших дум минута», когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Во время войны «те, что живы, что пали — были мы наравне», так как оставшихся в живых сегодня смерть могла настигнуть завтра.

Большое место в творчестве Исаковского занимают пат­риотические стихи о Великой Отечественной войне, о героиз­ме советских людей на фронте и в тылу («Русской женщине», «Слово о России» и др.). Многие стихи Исаковского, поло­женные на музыку, стали популярными народными песнями, они поются во всем мире: «Катюша», «И кто его знает», «В прифронтовом лесу», «Огонек», «Ой, туманы мои...», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета», «Ле­тят перелетные птицы» и др.

Б.Ш. Окуджава школу окончил в 1941 году. В 1942 году Окуджава добровольцем уходит на фронт, был ранен, затем демобилизован. Первое стихотворение «Нам в холодных теп­лушках не спалось» (1943) было написано на фронте. Свои песни поэт начал писать в 1950-е годы. Стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Король» посвящено Великой Отечественной войне, воспоминаниям о ней:

Но однажды, когда «мессершмитты», как вороны,

разорвали на рассвете тишину, наш Король, как король, он кепчонку, как корону —

набекрень, и пошел на войну.

Здесь создан романтический образ московского мальчиш­ки, по-рыцарски благородного, верного друга, ставшего вои­ном и погибшего на полях сражений:

Вновь играет радиола, снова солнце в зените, да некому оплакать его жизнь...

Во второй части стихотворения, и особенно в финале, со­единяются две темы — военная и московская, столь любимая автором:

Потому что на войне, хоть и правда стреляют,

не для Леньки сырая земля.

Потому что (виноват), но я Москвы

не представляю

без такого, как он, короля.

 

загрузка...