A+ A A-

Русская природа в изображении поэтов 20 века

Русские поэты XX века в своих поэтических произведени­ях не раз обращались к теме природы.

Например, стихотворение И.А. Бунина «Еще и холоден и сыр...» воспринимается читателем как поэтическая миниатю­ра, изображающая картину наступающей ранней весны, когда

Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет Божий мир.

Уже первое четверостишие построено на противопостав­лении двух картин природы: уходящего февраля и наступаю­щей весны, когда в природе все молодеет, оживает, преобра­жается. Снег уже «прозрачно — бледный, как весной», «слезится». Данным олицетворением поэт описывает не толь­ко состояние снега ранней весной, но и переживания природы, ведь зима прощается на целый год.

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Здесь эпитет «голубой» изображает краски ранней весны. Прозрачно-голубые тона — это приметы данного времени года. Пейзаж у Бунина наполнен не только красками, но и звуками:

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Лирического героя Бунина привлекают не сами краски ранней весны, а чувства, которые испытываешь, наблюдая за расцветающей природой: это чувства счастья, радости, любви к Божьему миру:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

И.А. Бунин воспринимает природу как храм, который не­сет умиротворение, удовлетворение. Общаясь с природой, че­ловек, по Бунину, делается нравственно чище, духовно богаче.

В небольшом лирическом стихотворении «Родина» Иван Алексеевич Бунин создает картину меркнущего зимнего дня. Поэтическая миниатюра поэта напоминает живописную зари­совку. И.А. Бунин мастерски использует цветовые эпитеты, которые помогают увидеть читателю изображаемую картину: небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, даль су­мрачную, пустыню снежную. Изображаемые художественные образы наполнены полутонами, характерными для описания уходящего зимнего дня. В созданной поэтом лирической кар­тине угадываются русские просторы, необъятность родимых ландшафтов:

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

В данном лирическом произведении И.А. Бунин использу­ет различные художественные средства, позволяющие сделать изображенную поэтическую картину выразительней. Напри­мер, олицетворение «угрюмо меркнет зимний день» передает спокойную негу, разлитую в природе зимним вечером. Туман ассоциируется в восприятии лирического героя с кроткой пе­чалью:

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль...

Данное сравнение создает грустное настроение. Поэт од­новременно и упоен открывшейся картиной, и грустит об ухо­дящем дне. Стихотворение настраивает читателя не только на скрытое созерцание природы и упоение художественными об­разами, но и на различные мысли: о смысле жизни, безвоз­вратно уходящем времени.

Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские ландшафты, явления природы: ве­сенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной. В стихотворении «Первый снег» В.Я. Брюсов характеризует начало зимы и появление первого снега, когда весь мир пре­ображается, а человек ощущает себя участником белой сказки. По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтиче­скими ассоциациями. Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, поэтому данное явление природы характе­ризуется самобытной метафорой:

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Поэт играет художественными средствами, создавая причуд­ливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает бе­резки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте поэтиче­ского произведения много восклицательных предложений:

Серебро, огни и блестки —

Целый мир из серебра!..

Это — область чьей-то грезы,

Это — призраки и сны!

Запечатленная художественная картина является для лири­ческого героя воплощением мечты, божественным провидени­ем. Из-за первого снега преображается не только жизнь приро­ды, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы.

С.А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам. Главная тема стихотворения С. Есенина «Топи да болота» — любовь к род­ному краю. Поэт называл своей малой родиной село Констан­тинов©, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта Рос­сии. Ключевыми словами стихотворения являются последние строки, которые своего рода обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жиз­ни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического ге­роя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато об­разными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты».

А.Т. Твардовский создал множество лирических произве­дений, описывающих природу средней полосы России, красо­ты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие...» перед чита­телем разворачивается картина уходящей зимы, когда

Снега потемнеют синие

Вдоль загородных дорог,

И воды зайдут низинами

В прозрачный еще лесок...

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ас­социируется у лирического героя с детскими воспоминания­ми. Круговорот в природе вселяет оптимизм:

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происхо­дящими в природе. Используемые олицетворения: «снега по­темнеют», «воды зайдут низинами», «в поход... ринутся ру­чьи», «пойдет строчить трава» — делают представленную картину живой, одухотворенной.

В стихотворении А.Т. Твардовского «Июль — макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа жи­вет полной жизнью. В произведении создана атмосфера безза­
ботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приме­ты июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света», «отстукала кукушка прощальный свой привет», сбор липового цвета. Лирическое произведение на­писано трехстопным ямбом, который придает всему стихотво­рению четкость, предельную ясность. Особую роль играет у А.Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля — середины лета:

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, поллета нет, —

Июль — макушка лета.

Поэтом используется народная лексика: «макушка лета», «скрытнейшей из примет», «песня спета», «пол-лета». Пове­лительное наклонение употребляемых глаголов передает иг­ривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:

Ку-ку, ку-ку, — макушка, —

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль — макушка лета», обрамляющая стихотворение и при­дающая ему песенный характер.

 

Николай Рубцов — лирик двадцатого века, обожествляв­ший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине. Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю двадцатого века В. Бе­лову, который, также как и Н. Рубцов, был выходцем из сред­ней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому в стихотворении больше невосклицательных предложений. Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи...», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с де­ревянной школой, с куполом церковной обители. Воспомина­ния навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

В данном лирическом произведении используются сле­дующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты род­ной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет тихая, с помо­щью которого выражается отношение поэта к родине. Данный эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

 

загрузка...