A+ A A-

Особенности развития русской литературы 20 века

Начало XX века — тяжелое время для России: 1-я мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года, ус­тановление советской власти, период коллективизации, ста­линские репрессии. Катаклизмы начала века повлияли на раз­витие русской литературы. С одной стороны, ряд писателей продолжают традиции русской классической литературы XIX века: И.А. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн и др. Важней­шим художественным методом по-прежнему остается реа­лизм. С другой стороны, в русской литературе начала XX века появляются, особенно в поэзии, множество модернистских литературных направлений: символизм (А.А. Блок, В.Я. Брю­сов, А. Белый и др.), акмеизм (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С. Городецкий и др.), футуризм (В.В. Маяковский, В. Хлебни­ков, И. Северянин и др.), новокрестьянские поэты (С.А. Есе­нин, Н. Клюев и др.). Некоторые произведения послереволю­ционной прозы создавались в духе реализма XIX века. В большинстве описывалась кровопролитная Гражданская война 1918-1920 гг. — тому примером убийственные картины об­щественного упадка во время всеобщей распри в романе Б.А. Пильняка «Голый год» (1922).

В условиях отсутствия политической цензуры в первые годы советской власти многое позволялось писателям- сатирикам, которые всячески осмеивали новый режим, как, например, Ю.К. Олеша в политической сатире «Зависть» (1927) или В.П. Катаев в повести «Растратчики» (1926), пре­восходном изображении простодушного мошенничества двух советских чиновников, а также крупнейший сатирик совет­ской эпохи М.М. Зощенко в своих многочисленных едких и грустных рассказах.

После Октябрьской революции 1917 года большая часть русской интеллигенции уехала за границу. Таким образом, русская литература разделилась на две, развивающиеся парал­лельно. Писатели русского зарубежья: И. Бунин, Б. Зайцев, В. Набоков, Е. Замятин, И. Шмелев и др. Некоторые писатели, не выдержав разлуки с родиной, впоследствии вернулись в Рос­сию. В романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева» раскрывается становление и развитие человеческой души.

В русской литературе 1-й половины XX века появляются но­вые темы: тема коллективизации и Гражданской войны, потеря

8-10560                                                                                                         225 нравственных ориентиров; и в то же время продолжают разви­ваться вечные темы добра и зла, любви, гражданского служения Родине. Литература XX века отличается жанровым разнообрази­ем: роман (М. Горький, М. Шолохов), поэма (А.Т. Твардовский), реалистические рассказы и повести (И. Бунин, А. Куприн), сати­рические повести (М. Булгаков), фантастические рассказы и по­вести (А. Грин), сказы (Бажов), богатая лирика.

С 1930 года писатели начинают переосмысливать события, произошедшие в стране: появляются новые произведения М. Горького, А. Макаренко, М. Шолохова, Н. Островского и др. Во время репрессий во второй половине 1930-х годов многие пи­сатели были арестованы — некоторых расстреляли, другие про­вели долгие годы в лагерях. После смерти Сталина кое-кто был посмертно реабилитирован, подобно Пильняку или замечатель­ному поэту О.Э. Мандельштаму; а тем, кто был отлучен от лите­ратуры, как А.А. Ахматова, было вновь дозволено печататься.

С 1941 года самой популярной темой в советской литерату­ре становится тема Великой Отечественной войны, тема народ­ного подвига (А.Т. Твардовский «Василий Теркин», М.А. Шо­лохов «Они сражались за Родину», стихотворения К. Симонова и др.). В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показыва­ется способность человека к преодолению своих бед, возмож­ность совершения обычным человеком нравственного подвига, обретение смысла своей жизни через заботу о судьбе маленько­го мальчика. Таким образом, писатель от размышлений о судьбе отдельного человека переходит к мысли о судьбе всего человечества. В поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» выведен образ обыкновенного солдата-бойца, веселого, неуны­вающего, умеющего поддерживать оптимистическое настрое­ние не только у себя, но и у своих сослуживцев.

После смерти Сталина в 1953 году растущее недовольство жесткой регламентацией сказалось в повести И.Г. Эренбурга «Оттепель» (1954) о тяжелой участи художников, вынужден­ных творить под контролем начальства. Во многих произведе­ниях поэзии, прозы и драматургии молодые авторы обличали
не только злоупотребления власти сталинской поры, но и уродливые явления современной действительности.

В начале 1960-х годов потребность в большей свободе ху­дожественного выражения в литературе и искусстве сказалась с новой силой, особенно стараниями «сердитых молодых лю­дей», из которых наибольшую известность получили поэты Е.А. Евтушенко и А.А. Вознесенский.

1960-е годы были примечательны не только новыми про­изведениями, но и впервые опубликованными старыми. Так, читатели получили возможность ознакомиться с творчеством М.И. Цветаевой (1891-1941), покончившей жизнь самоубий­ством вскоре после возвращения из эмиграции. Снова появи­лось в печати имя Бориса Пастернака, хотя публиковали лишь его стихи. Важнейшим литературным открытием десятилетия было творчество М.А. Булгакова (1891-1940).

К началу 1980-х годов русская литература была разделена на два сообщества — эмигрантов и советских писателей. Па­норама легальной литературы в пределах Советского Союза потускнела, когда многие выдающиеся писатели, такие, как Трифонов, Катаев и Абрамов, умерли в первые годы десятиле­тия, и в печати не появлялось буквально никаких свидетельств возникновения новых талантов. Существенным исключением была Т.Н. Толстая, чей первый рассказ «На золотом крыльце» напечатал один из ленинградских журналов в 1983 году; сбор­ник под тем же заглавием был опубликован в 1987 году. Вто­рой ее сборник, «Сомнамбула в тумане», опубликован на анг­лийском языке в США в 1991 году.

 

загрузка...