A+ A A-

Сатира и юмор в художественной литературе 19 века

Сатира и юмор в литературоведении относятся к сфере смешного; это вид комического в искусстве. Если сатира — осмеяние социальных явлений, которые представляются авто­ру порочными, то юмор — это осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.

Обязательное следствие сатирического творчества — смех. Смех как реакция на сатиру может звучать открыто или приглушенно, но всегда остается — наряду с обличением — основой сатиры, ее способом обнаруживать несоответствия между видимостью и реальностью. Для юмора смех — само­цель, задача писателя-юмориста — развеселить читателя. Для сатиры смех — средство развенчания недостатков, орудие би­чевания человеческих пороков и проявлений социального зла. Юмор обычно предполагает двойственное отношение к сво­ему предмету — в осмеиваемом вполне может заключаться положительно-прекрасное (к примеру, патриархальная добро­та и душевная чистота старосветских помещиков из одно­именной повести Н.В. Гоголя и др.). Поэтому юмор снисходи­телен, умиротворен.

История мировой литературы свидетельствует о том, что смех, а с ним и сатира, юмор особенно бурно расцветают в та­кие периоды, когда отживающая общественная формация и ее герои становятся анахронизмом, безобразием, комедийно- вопиющим противоречием общенародным идеалам передовых сил общества. Сатирические жанры всегда были неотъемле­мой частью фольклора. Русская сатирическая литература вос­ходит к творчеству Антиоха Кантемира, Новикова, Фонвизи­на, Крылова, Грибоедова, Гоголя. Сатира и юмор — это острая критика в художественной форме недостатков, поро­ков, которые стали нормой.

В XIX веке, в эпоху расцвета искусства критического реа­лизма и господства жанра романа в литературе, сатира переста­ет сводиться только к отрицанию, она обрастает новыми худо­жественными смыслами, осложняющими идейный состав произведения. В произведениях Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова- Щедрина, Ф.М. Достоевского сатира не менее двойственна: смеясь, она в то же время скрывает «невидимые миру слезы». Посмеявшись, читатель как бы переходит от конкретных впе­чатлений к итоговому размышлению: частное предстает перед ним как часть общего, и тогда в сатире обнаруживается траги­ческое, ощущение надлома в законах самого бытия. Сатира как бы пародирует жизненный объект. Среди основных функций юмора можно указать стремление развлечь себя и собеседника (например, в юмористических рассказах А.П. Чехова), а также стремление к самоутверждению (например, юмористические рассказы М. Зощенко). Самоутверждение путем осмеивания окружающего становится оправданной необходимостью в некоторых особых условиях общественной жизни, например, в условиях советского тоталитаризма. «Юмор — это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи», — писал А. Вампилов в записных книжках. «Новая острота обладает та­ким же действием, как событие, к которому проявляют вели­чайший интерес; она передается от одного к другому, как толь­ко что полученное известие о победе». Итак, шутка — это и замечательный учитель словесности, и забавный собеседник, и великий утешитель-психотерапевт. С этими функциями связана еще одна важная функция языковой шутки, которую можно на­звать маскировочной. Шутка позволяет обойти цензуру культу­ры и выразить те смыслы, которые (по разным причинам) нахо­дятся под запретом. Более подробно остановимся на отдельных сатирических приемах, которые используются писателями в художественных произведениях.

(Таблицу можно заранее написать на доске и работать с ней.)

Название сатирическо­го приема

Краткая характеристика

Пример сатириче­ского приема из художественного текста

Гипербола

Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и пре­увеличивающее свойства реальных явлений.

«Даже слов ника­ких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и предан­ности».

(М.Е. Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генера­лов прокормил»)

Гротеск

Вид сатирической типиза­ции, при котором реаль­ные жизненные отноше­ния разрушаются; реальность отступает пе­ред фантастикой, проис­ходит контрастное совме­щение реального и фантастического.

«Только вдруг очу­тились на необи­таемом острове,

проснулись и видят: оба под одним одея­лом лежат, разуме­ется, сначала ниче­го не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». (М.Е. Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генера­лов прокормил»)

 

Окончание табл.

Название сатирическо­го приема

Краткая характеристика

Пример сатириче­ского приема из художественного текста

Фантастика

Средство сатирического освещения действительно­сти; форма отображения мира, при которой на ос­нове реальных представ­лений создается логически несовместимая с ними картина жизни.

Д. Свифт «Путе­шествие Гулливе­ра»

Эзопов язык

Вид подцензурного ино­сказания, намеренно мас­кирующий идею автора.

Сказки М.Е. Сал­тыкова-Щедрина.

Ирония

Тонкая, скрытая насмеш­ка.

«Откуда, умная {обращение к ослу}, бредешь ты голо­ва?»

(И.А. Крылов)

Сарказм

Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отри­цательную черту характе­ра персонажа.

«Пожалел волк ко­былу, оставил хвост да гриву» (концовка «Невско­го проспекта» Н.В. Гоголя)

Аллегория

Иносказание, с помощью которого отвлеченное по­нятие передается посред­ством конкретного образа.

Лиса в русских на­родных сказках — аллегория хитро­сти, ловкости; волк — аллегория злобы, жестоко­сти (басни И.А. Крылова, Ла- фонтена, Эзопа)

загрузка...