A+ A A-

: «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

 

М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика.

Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества:

Таков поэт: чуть мысль блеснет,

Как он пером своим прольет

Всю душу; звуком громкой лиры

Чарует свет, и в тишине

Поет, забывшись в райском сне...

Тема предназначения поэта решается в сугубо романтиче­ском плане: поэтическое вдохновение — «чудесный порыв», призыв неба, поднимающий художника над всем земным и обыденным.

В стихотворении «Монолог» (1829) Лермонтов обращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, за­ронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихо­творении поэт называет те причины, которые приводят его по­коление к духовному равнодушию, к социальной пассивности:

 

Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь к свободе,

Когда мы их употребить не можем.

Все эти гражданские идеалы не востребованы в России. Поэт приходит к опустошенности: с одной стороны, он сочув­ствует своему поколению, а с другой — видит все его пороки.

Стихотворение «Кавказ» (1830) отличается особым неж­ным лиризмом: воспоминания о красоте и величии кавказско­го пейзажа переплетаются с сокровенными переживаниями поэта — воспоминаниями о матери:

В младенческих летах я мать потерял,

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Комментарием к автобиографическим мотивам стихотво­рения могут служить две записи, сделанные поэтом летом 1830-го года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать»... Вторая запись пе­рекликается со строками стихотворения о первой любви: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были ...на водах кавказских»:

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

В стихотворении выражена глубокая и неизменная любовь поэта к Кавказу.

Стихотворение «Нищий» (1830) относится к любовной ли­рике Лермонтова и написано под влиянием сильного чувства поэта к Екатерине Александровне Сушковой, которая не раз­деляла любовь поэта. Лирическому герою трагически недоста­ет ответного чувства родственной души:

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Трагедия героя — в неразделенности любовного чувства. Равнодушие возлюбленной сопоставляется с жестокостью лю­дей по отношению к нищему человеку:

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Поэт внес в стихотворение известный евангельский мотив Нагорной проповеди («Есть ли между вами такой человек, ко­торый, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему ка­мень?»). В данном эпизоде Лермонтов увидел соединение бес­сердечности с лицемерием: жестокость происходит «у врат обители святой». В стихотворении на основе конкретных де­талей создается символически обобщенный образ душевного равнодушия, человеческого бессердечия.

Стихотворение Лермонтова «Ангел» (1831) — одно из наи­более характерных и драгоценных созданий великого поэта... Де­тальный разбор этого стихотворения вводит нас в сферу завет­ных идеальных стремлений Лермонтова, показывает, как рано созрел его гений, с какой настойчивостью поэт обращается к не­которым вопросам, занимавшим его с юных лет, как сильна была в нем вера в прекрасное. Говорят (точка зрения литературоведа П. Висковатого), что реальной основой поэтического видения «небесной родины» послужили воспоминания поэта о матери и ее песнях, слышанных в младенчестве. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню; душа не за­помнила этой песни, но ощущение песни, память о песне оста­лись. И вот — земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Противоречия между землей и небом, действительно­стью и мечтой здесь смягчены; стихотворение пронизано музы­кой, мелодичностью ритмики — это действительно песня, ис­полненная «простых и сладких звуков». Н.А. Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов».

Стихотворение «Два великана» (1832) написано об Отечест­венной войне 1812 года, о поединке России и Наполеона. Произ­ведение построено на аллегории (иносказании): столкновение русских и французов изображено как состязание великанов:

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.

У Лермонтова сюжет дан обобщенно, а главным оказыва­ется выражение отношения поэта к соперникам. «Старый рус­ский великан», неторопливый и уверенный в своей силе, изо­бражен с гордостью. Пришелец дерзновенный — с иронией, которая оборачивается в конце стихотворения сочувствием к судьбе побежденного. Такое изображение смены чувств: от любования русским богатырем к тревоге, гордости, торжеству и печали — главное в лермонтовском стихотворении.

В 1837 году М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Мо­литва». По мнению С. Наровчатова: «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благого­вейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте». Лирический герой об­ращается к Матери Божьей с единственной просьбой:

... вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Любовь бескорыстна, поэтому лирический герой мечтает о счастье для своей возлюбленной:

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

В стихотворении «Три пальмы» (1839) Лермонтов прихо­дит к философскому обобщению о смысле жизни и о сущно­сти человека. Для осуществления своей цели поэт выбирает жанр притчи, восточного сказания. Стихотворение сюжетно: в пустыне растут «три гордые пальмы», которые недовольны своим существованием и бросают вызов Богу — богоборче­ский мотив:

Не прав твой, о небо, святой приговор...

Бог посылает им то, что они так долго ждали: людской караван. Пальмы стремились понять смысл своего существо­вания и ценой своей гибели сослужили службу людям. Но достойны ли люди такого самопожертвования: погиб оазис, погибла сама жизнь в пустыне. Человек жесток по отноше­нию к природе. Здесь отражается пессимистический взгляд поэта: люди недостойны такой жертвы, они не поняли ее. Б.Т. Удодов так определил основную идею произведения: «Три гордые пальмы олицетворяют собою не только красоту природы. Это символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаждущих послужить людям, принести пользу человечеству. После долгих лет томительного ожида­ния счастье как будто им улыбнулось. Но тем трагичнее ока­зывается конечный исход — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу».

«На севере диком стоит одиноко...» (1841) является воль­ным переводом стихотворения Г. Гейне — немецкого поэта — «Сосна стоит одиноко». Главная тема произведения Гейне — разлука двух влюбленных. Основная тема стихотворения Лермонтова — трагическая разобщенность людей, трагиче­ское одиночество и невозможность его преодолеть. Трагизм ощущений сосны и пальмы передан с помощью художествен­но-изобразительных средств: «Одета, как ризой она» — срав­нение; «стоит одиноко ... сосна» — гипербола; «на утесе го­рючем» — эпитет.

В стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1841) выра­жено презрение к России официальной, к народу, терпящему тиранию и превратившемуся в нацию рабов:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Лирический герой мечтает покинуть «страну рабов, страну господ», скрыться от постоянного преследования властей:

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

По мнению С. Наровчатова: «Эти стихи — эпитафия всей николаевской России».

По своему содержанию стихотворение «Родина» (1841) резко контрастирует с другим лирическим произведением по­эта «Прощай, немытая Россия». В «Родине» выражена тонкая, чистая любовь к России народной. Композиционно в произве­дении можно выделить две части: в первой части поэт с при­сущей ему экспрессивностью, страстностью отвергает все формы казенного патриотизма, признается в искренней любви к истинной Родине:

Люблю отчизну я,

Но странною любовью,

Не победит ее рассудок мой...

Лирический герой видит в России и долготерпенье русско­го народа, и величавую неподвижность, и патриархальность. Но эти «допетровские идеалы» не пробуждают души лириче­ского героя. Со слов «Но я люблю, за что, не знаю сам...» на­чинается вторая часть стихотворения, в которой сначала изо­бражается широкая панорама всей России, затем вместе с лирическим героем движемся по ее дорогам. Взгляд поэта ос­танавливается на все более конкретных деталях:

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно...

Поэт как бы вбирает все то, что дорого обычному крестья­нину, простому русскому человеку. Как пишет И. Андрони­ков: ««Родина» представляет собою ответ Лермонтова на ка­кой-то политический спор о России. Его любовь не имеет общего ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью «усмиренных», ей чуждо «гордое доверие», основанное на убеждении в незыблемости крепостнических отношений... Если при этом знать, что стихотворение возник­ло под влиянием путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в деревнях ели даже кровельную солому, за­ключительные строки лермонтовского стихотворения стано­вятся особо значительными».

Вопросы по докладу:

1)      К каким «вечным темам» обращается в своей лирике М.Ю. Лермонтов?

2)      Назовите стихотворения поэта, где раскрывается тема любви. Кратко охарактеризуйте одно из них.

3)    Как М.Ю. Лермонтов описывает природу?

4)      Как в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Ангел» рас­крываются христианские мотивы?

В каких стихотворениях поэта раскрывается образ Ро­дины? Какой Лермонтов ее себе представляет?

 

загрузка...