A+ A A-

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ «Все начинается с детства»

В одном из своих рассказов «Свет жизни» А. Платонов на­пишет: «В детстве весь мир принадлежит ребенку». Именно с детства человек начинается, в детские годы, вбирая в себя все впечатления, все окружающее ею, он начинается как лич­ность.

Детство А. Алагонова было тяжелым и нерадостным. Он ро­дился 1 сентября (20 августа по старому стилю) в предместье Воронежа, в Ямской слободе, в многодетной семье железнодо­рожника Платона Фирсовича Климентова (Платонов - ло ли­тературный псевдоним писателя, образованный из имени его отца). В семье кроме Андрея - а он был старшим, было еще де­сять братьев и сестёр. Семья жила бедно, нуждалась: Андрею, как старшему из детей, приходилось с малолетства заботиться о куске хлеба, он чувствовал ответственность за младших детей, и поэтому рано началась его трудовая жизнь. В малолетстве он испытал и тяжесть нищенской холщовой сумы за плечами (од­но время семья достигала десяти человек, а работал только отец), и горечь безвозвратных утрат (голодной смертью поми­рали меньшие братья и сестры), подростком познал непосиль­ный труд, под стать заматеревшему мужику, наемный труд...»

Дед А. Платонова был шахтером, отец - мастеровым чело­веком, работал много и тяжело, чтобы прокормить семью, до­ма только спал, приходил поздно, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и уходил на работу. Около пятиде­сяти лет Платон Фирсович проработал машинистом паровоза и слесарем в воронежских железнодорожных мастерских, по­терял зрение и слух. Талантливый самоучка, он был известен в мастерских своей изобретательностью, внес мною усовер­шенствований. Так, он изобрел прибор для сгибания колец, крепящих бандажи на всех типах паровозных и вагонных ко­лес, что позволяло значительно облегчить труд слесарей. Пла­тон Фирсович пользовался заслуженным уважением у рабо- 196 чих. Заводская общественность даже просила ЦИК (Цен­тральный исполнительный комитет) наградить его орденом Ленина. И в сыне, Андрее, ему удалось воспитать любовь к технике.

Очень сильно любил и уважал Андрей Платонов свою мать, Марию Васильевну. Она была дочерью часового мастера, а когда вышла замуж и появились дети, стала «хозяйкой большого до­ма», на ней держалось все многочисленное семейство. Несмотря на го что семья постоянно нуждалась (неслучайно, как отмеча­ют критики, «в творчестве А. Платонова «нужда» ключевое сло­во, наиболее полно выражающее его эстетическую установ­ку...часто встречается в произведениях писателя» - О.А. Кузь- менко), Мария Васильевна была человеком добрым, кротким, терпеливым, «вносила в семейные отношения теплоту и сердеч­ность, которые равно необходимы в жизни и будущему писате­лю, и будущему инженеру».

А. Платонов считал, что характер человека, его нравственные принципы, жизненные устремления формируются в раннем воз­расте и самым тесным образом связаны с «нравственным клима­том» в семье, с теми отношениями - доброжелательными, теплы­ми, уважительными или оскорбительными, злыми, жестокими, которые в ней сложились. А в семье, и это важно для понимания личности писателя и всего его творчества, несмотря на все труд­ности жизни, связанные с бедностью, порой нищетой, в семье су­ществовали очень добрые отношения, чувства взаимной любви, заботы друг о друге.

От родителей к детям перешли их незаурядность, одарен­ность. «Род Климентовых, — отмечает В. Васильев, - отличался большой талантливостью: достаточно сказать, что он дал стране выдающегося писателя Андрея Платонова и крупного ученого в области гидрогеологии Петра Плагоновича Климентова, автора нескольких вузовских учебников и специальных работ, полу­чивших высокую оценку не только в нашей стране, но и за ее ру­бежами».

В семь лет Андрея отдают в церковно-нриходскую трехлет­нюю школу, где он встретился с учительницей Аполлинарией Николаевной, о которой на всю жизнь сохранил самые добрые воспоминания. Через много лет, незадолго до смерти, А. Плато­нов воссоздаст ее образ в замечательном рассказе «Еще - мама». А в 1922 году он писал: «Я ее никогда не забуду, потому что я через нее узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве и зверю...»

После окончания церковно-приходской школы А. Платонов поступает в Воронежское городское училище с шестилетним кур­сом образования, однако он проучился там всего два года - надо было кормить большую семью, «идти в люди».Тринадцатилетний Андрей работает сначала на молотилке в семи километрах от го­рода, а на следующий год устраивается «мальчиком» на складе страхового общества «Россия»; потом он работает на ремонте та­ры, служит конторщиком, нанимается на работу к помещику Бек- Мармарчеву в его имение в ста километрах от Воронежа, несколь­ко месяцев помогает машинисту локомобиля. В 16 лет А. Плато­нов нанимается литейщиком на Воронежский трубный завод, на котором проработал в тяжелейших условиях три месяца и кото­рый оставил память на всю жизнь - об этом периоде своей жизни он напишет скоро небольшой рассказ - «Очередной», свое первое прозаическое произведение (до этого он писал только стихи) и на­печатает его в 1918 году в журнале «Железный путь».

Все в жизни познается трудом - эту аксиому А. Платонов вы­вел из раннего своего детства.

Своим рождением в нищей Ямской слободе и социальным положением А. Платонов был как будто обречен на тяжелый, бессмысленный, тупой труд, на жизнь неинтересную и безрадо­стную. Это очень ясно осознавал будущий писатель, из это­го круговорота всеми силами старался выбраться. Сложное душевное состояние Платонова-подростка определялось дву­мя обстоятельствами. Во-первых, он - уже мужик, кормилец большой семьи, вместе с отцом думающий о пропитании 198 младших детей и матери; а с другой - это подросток мечтатель­ный, любознательный, тянущийся к знаниям и творчеству, человек доверчивый, ранимый, с обостренным чувством спра­ведливости. «Я жил и томился, - писал А. Платонов в 1922 го­ду своей жене и другу М.А. Платоновой, - потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, ли­шая юности».

Из своего горького детства А. Платонов вынес боль за обез­доленных, сочувствие ко всем, лишенным радости, презрение к сытости, удивительную чуткость ко всему живому на земле. Смысл своей жизни он видел в том. чтобы помогать людям, и особенно самым лучшим из них - детям. «А. Платонов в детст­ве познал столько горя, - пишет исследователь В. Васильев в своей книге о писателе, - что оно не отпускало художника от себя до скончания дней. Если нельзя помочь изможденному судьбой человеку реально, то можно во всяком случае понять и оправдать смысл и цель его существования - «... искусство должно, преодолев недостаток человеческого сердца, склонно­го к забвению, восстановить справедливость». Наверное, по­этому так много в его творчестве произведений, посвященных детской теме, самой проникновенной и трогательной: рассказы «Свет жизни», «Семен», «Корова», «Цветок на земле», «Неиз­вестный цветок» и другие.

 

 

загрузка...