A+ A A-

М.Ю. Лермонтов "Дума" анализ стихотворения

История создания.

Стихотворение было написано в 1838 году и напечатано в «Отечест­венных записках» за 1839 год, оно было включено в сборник «Стихо­творения М.Лермонтова», который вышел в 1840 году. Стихотворение «Дума» стало итогом размышлений поэта о своем поколении, начатых в стихотворениях «Монолог», «Поверь, ничтожество есть в мире...», «Бо­родино» и многих других. Некоторые мысли и строки непосредственно перешли из ранней лирики Лермонтова (стихотворения «Чаша жизни», «Он был рожден для счастья, для надсад...») в это произведение. «Дума» имела широкий резонанс в обществе и получила высокую оценку в критических статьях В.Г. Белинского. «Лермонтов вышел снова на арену литературы с стихотворением «Дума», изумившим всех алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти» — так писал критик о стихотворении Лермонтова «Дума».

Жанр и композиция.

«Дума» представляет собой особый поэтический жанр, привнесен­ный в русскую литературу поэтами-декабристами. Он связан с гражданско-патриотическими мотивами, как «Думы» К.Ф. Рылеева («Олег ве­щий», «Святослав», «Смерть Ермака» и др.). Лермонтов воспользовался этой уже сложившейся жанровой формой, но включил в нее не только гражданское, но и философское содержание, близкое философской элегии. Кроме того, здесь явно чувствуется и исповедальное начало, роднящее это стихотворение с лирической исповедью, так популярной у романтиков,

В соответствии с жанром «Дума» построена на основе развития мыс­ли: сначала высказывается тезис (1-е четыре строки), в котором автор от своего лица (используется форма 1-го лица единственного числа «я») говорит нелицеприятные слова о своем поколении. Эти начальные строки соотносятся с последними восемью, где также речь идет о буду­щем поколения, но уже как обобщение, в которое автор вводит и само­го себя, используя местоимение «мы». Так создается обрамление по смыслу, но включающее итог проведенного в стихотворении анализа  того, что составляет суть-соярем?иного поэту поколения.

Такое построение помогает наиболее адекватно выразить авторскую мысль. Вначале, говоря о своем поколении, поэт стремится к объектив­ной оценке, но, остро ощущая связь с современниками, он судит не только их, но и самого себя — отсюда переход к форме первого лица множественного числа:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом...

Однако позиция лирического героя неоднозначна: с одной сто­роны, пороки поколения — это его собственные пороки, но с дру­гой — лирический герой выступает как поэт, и как поэт он стоит выше своего поколения, имеет право судить о нем, давая беспри­страстный анализ главных пороков своих современников, определяя место своего поколения в истории России. Именно такая общая объ­ективная оценка от 3-го лица дается в первых четырех строках сти­хотворения:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В этих строках выражен тот тезис, доказательством которого служит все последующее развитие мысли стихотворения. Лермонтов как бы прослеживает всю жизнь человека своего поколения от рождения до смерти. Лишь в заключительном восьмистишии он вновь дает общую оценку поколению с точки зрения будущего, но здесь уже «я» и «мы» оказываются нераздельны.

Основные темы и идеи.

В этом произведении Лермонтов выразил драму своего поколения, затерянного на перепутьях истории. Условия николаевской России 1830-х годов сформировали гений Лермонтова, гордый и мятежный, даже о покое мечтающий только в «бурях». Но те же условия привели его поколение в состояние глубокого социального пессимизма, скепси­са, неверия в свои силы и возможности. Во многом эти черты поэт на­ходит и в себе самом, проводя в «Думе» беспощадный анализ своего по­коления и самого себя как его части.

Главная тема стихотворения — осмысление места и роли своего по­коления в истории страны, а его основная идея — пессимистическая оценка своего поколения как не исполнившего своей миссии в исто­рии, а потому это «потерянное» поколение. Эта мысль доказывается всем ходом развития размышлений лирического героя стихотворения, насыщенного высоким гражданским пафосом.

С первых же строк задается грустная тональность размышлений — только печаль может вызвать дума о судьбе своего поколения, по­скольку, с точки зрения поэта, у него нет будущего - оно «иль пусто, иль темно». Почему же так происходит? Для активного, деятельного духа лермонтовского лирического героя только такая оценка воз­можна тем, кто пассивен и нерешителен, бездействует, находясь «под бременем познанья и сомненья». В размышлениях над этим во- 122 просом сливаются гражданская и философская тематика. Почему для автора познание оказывается весьма сомнительным? Именно «бремя», а не радость познания отмечает поэт, потому что это по­знание не ведет к определению активной жизненной позиции, а лишь вызывает скепсис и сомнения во всем, Такое состояние тягост­но и для отдельного человека, но для поколения — это настоящая трагедия. Где же ее истоки?

Объяснение мы находим во втором четверостишии, где говорится об «отцах». Так в стихотворение входит тема отцов и детей, но рассмот­ренная не в личном, а в общественном плане, с гражданских позиций. Очевидно, речь вдет о том поколении, которое сформировало декабри­стское движение. Но для тех, чья юность пришлась на 1830-е годы, прежних идеалов уже не существовало; исторический опыт декабри­стов показал безрезультатность их попыток что-то изменить в россий­ской действительности. Более того, после взлета периода надежд и ожиданий наступило тяжкое разочарование, а в общественной жизни усилилась позиция консервативных сил. С этим связаны понятия «ошибки отцов» и их «позднего ума», то есть пересмотра своих прежних позиций.

Это вызывает размышление поэта о целях и смысле жизни. Оказы­вается, что поколение, пришедшее вслед за «отцами», утратило преж­ние ориентиры, а новых целей у него нет. В результа те жизнь их «то­мит», ощущается, «как пир на празднике чужом». Это сравнение очень ярко и живо рисует состояние неприкаянности поколения, утратив­шего основы жизни. Для Лермонтова жизнь без борьбы — это и есть увядание, а не расцвет, как должно быть в период молодости, полноты сил. Оно приводит к нравственному оскудению («к добру и злу по­стыдно равнодушны»), трусости и рабской покорности обстоятельст­вам. «Позорно-малодушными», «презренными рабами» называет сво­их современников Лермонтов. Эта уничижающая характеристика получает объяснение в последующих строках, где поэт рассматривает самые разные из возможных жизненных целей. Ни одна из них не может определить и сделать осмысленной, полноценной жизнь его современника: слишком рано ему довелось испытать разочарование. В результате все последующее становится уже скучным и ненужным. Не помогает сделать жизнь наполненной и интересной ничто: наука оказывается «бесплодной» и только «иссушает ум»; с I расти «осмеяны», потому что в подлинное чувство никто не верит; а «чаша наслажденья» уже пресытила их, как и «мечты поэзии, создания искусства», которые не М01ут вызвать настоящего «восторга» — от него сохранился лишь жалкий «остаток чувства», который к тому же оказывается «бесполез­ным кладом».

Как можно назвать такое состояние? Пожалуй, самое точное опреде­ление — «преждевременная старость души». Именно так характеризова­ли героев, подобных Онегину и Печорину. Ни одному из этих литера­турных персонажей, как мы знаем, не удается обрести счастье в любви. Но оказывается, что это общая болезнь всего поколения, которое и не­навидит, и любит случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

Если нет дороги к личному счастью, нет сил и желания обрести его, то возможно ли говорить о полноценности жизни? В ней нет даже мес­та для «роскошных забав» и «ребяческого разврата» предков. Что это то­гда, если не смерть? Именно этой мрачной мыслью завершается «об­зор» судьбы поколения:

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад,

В последней строфе подводится итог, угрюмая толпа современников будет скоро забыта потомками, которым они ничего не оставят — «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Даже более того, это по­коление «промотало» то, что ему досталось от отцов. Но остается все же надежда, что идущие за ними будут лучше и счастливее. Именно с по­зиции этих будущих поколений и звучит заключительная оценка:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Такова «грустная дума о нашем времени», как сказал о такой позиции Лермонтова Белинский. Итог поэтических размышлений кажется крайне тяжелым, но сама напряженность их звучания, сила граждан­ского неприятия такова, что вносит в стихотворение и настроение на­дежды на возможность в будущем преодолеть то, что не смогло сделать это поколение.

Художественные особенности.

Тематика и проблематика «Думы» определили ее высокий стиль. Его созданию способствуют лексические, синтаксические средства и даже выбранный размер: стихотворение написано шестистопным ямбом (александрийским стихом), который часто служит для создания пате­тических интонаций и обычно используется в оде. Этой же цели служит использование анафоры («И ненавидим мы, и любим мы случайно...»; «И предков скучны нам роскошные забавы...»; «И к гробу мы спешим без счастья и без славы...»), синтаксического параллелизма, рядов однород­ных членов. В то же время эти средства помогают сосредоточить вни­мание читателей на основных мыслях. Именно потому, что стихотво­рение строится как развернутое размышление, в нем так много существительных со значением отвлеченных понятий: познанье, со­мненье, бездействие и другие.

Кроме того, Лермонтов, доказывая свои идеи о судьбе поколения, использует развернутое сравнение поколения с «тощим плодом, до времени созрелым*. Эпитеты и метафоры также сосредоточены на характеристике основных черт поколения современников поэта и его отношения к ним (наука бесплодная, толпа угрюмая, насмешка горькая; «мы иссушили ум наукою бесплодной»).

Значение произведения.

Это произведение занимает в творчестве поэта особое место. На­писанное в пору жизненной и творческой зрелости поэта, это стихо­творение стало и обобщением его размышлений о своей стране, сво­ем поколении, итогом раздумий <о времени и о себе», и своего рода одром, из которого выросла целостная система его реалистического социальио-психологоческого романа «Герой нашего времени». Не­даром многие мотивы и темы «Думы» получают свое дальнейшее раз­витие в этом романе. В дальнейшем русская литература не раз об­ращалась к теме поколения, «героя времени», и стихотворение Лермонтова стало рассматриваться как одно из необходимых звень­ев в цепи развития общественной мысли и гражданского сознания. Продолжателями Лермонтова в этом направлении стали И.С. Турге­нев, написавший роман «Отцы и дети», Ф.М.Достоевский в романе «Бесы», а в поэзии идеи гражданской оценки поколения выразил НА Некрасов, философскую глубину лермонтовских размышлений подхватил Ф.И. Тютчев.

 

загрузка...