A+ A A-

Образ родной природы в стихотворениях Есенина

В стихотворениях «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя род­ная...», «Край ты мой заброшенный...» возникает устойчивый образ родной природы. Для поэта природа живёт, о чём свиде­тельствуют многочисленные олицетворения («нашептал ковыль», черёмуха «машет рукавом»), она впитывается в душу всей своей неброской красотой. Поэт — плоть от плоти русский крестьянин — тонко подмечает все признаки слитного существования при­роды и людей. Всё наблюдаемое есть одно целое, есть мир, кото­рый нельзя разделить и представить его части отдельно друг от друга. Каждое проявление этой слитной жизни вызывает радость и наслаждение простотой естественности и гармонией происхо­дящего. Природа в стихах Есенина повёрнута лицом к человеку, принимает и привечает его. В ней нет космических тайн, подобно образу природы Ф. И. Тютчева, нет философских обобщений Н. А. Заболоцкого, в ней больше фетовского безмыслия и пережива­ния, чуткого созерцания и умиротворения.

Приведённые строки следует понимать так, что Русь, родина, для поэта важнее и главнее рая, для него это условие всей жизни. То, что это «край заброшенный», «пустырь», не имеет никакого значения. Для поэта гораздо важнее те кровные узы с родной зем­лей, которые он впитал в детстве и юности, нежели прекрасные условия где-то на стороне.

Первое четверостишие («Если крикнет рать святая...») говорит о сыновнем чувстве поэта к родине, к тому бедному краю. В котором он вы рос и который не променяет даже на рай.

загрузка...