A+ A A-

РИТМ. РИФМА. ВИДЫ РИФМЫ

  • Ритм — постоянное, мерное повторение в текс­те однотипных отрезков, в том числе минималь­ных — слогов ударных и безударных.

С понятием «поэтический ритм» связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К числу таковых относятся повторы:

  • • тождественных или аналогичных слоговых групп (то­нический ритм);
  • • стиховых строк равной длительности (силлабический);
  • • синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтакси­ческий);
  • • звуков в конце строк (рифма);
  • • звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма);
  • • чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца — мужское и женское, муж­ское и дактилическое;
  • • пауз в конце стиховых строк;
  • • пауз словоразделов на равных композиционных ме­стах внутри стиховых строк (цезура);
  • • соотношений между синтаксическим строем пред­ложения и метрической основой стиха (интонацион­ный ритм).

Рифма — повтор отдельных звуков или звуко­вых комплексов в окончаниях двух или несколь­ких строк стихотворения.

Классификации рифм

По степени совпадения рифмующихся элементов выделяются рифмы:

  • точная — заударные конечные звуки совпадают; полюбишь — голубишь
  • неточная — заударные конечные звуки не совпадают по звучанию, количеству, порядку расположения. пророчит — хохочет

По типу конечного звука выделяют рифмы:

  • открытая — оканчивается на гласную; забавлять — поправлять
  • закрытая — оканчивается на со­гласную. отдана — верна

По положению ударения выделяют рифмы:

  • • мужская — ударение приходит­ся на последний слог; рыдал — стоял
  • • женская — ударение приходит­ся на предпоследний слог; наука — скука
  • • дактилическая — ударение приходится на третий от конца слог; кается — мается
  • • гипердактилическая — уда­рение приходится на четвёртый (и далее) от конца слог. падающий — скрадывающий

Рифмующиеся элементы в строфе могут располагаться различными способами.
Выделяют следующие типы рифмовок:

парная (смеж­ная) — рифмую­щиеся элементы располагаются по схеме ааЬЬ;

 

«Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробуждённою весной

И смолистою сосной»

(К. Бальмонт).

перекрест­ная — рифмую­щиеся элементы располагаются по схеме аЬаЬ;

«Гул затих. Я вышел на под­мостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку»

(Б. Пастернак).

 

опоясывающая (кольцевая)— рифмующиеся элементы распо­лагаются по схе­ме аЬЬа;

«С земли не видно. Страшную беду

Почувствовав, мы сразу замол­чали.

Заупокойно филины кричали,

И душный ветер буйствовал в саду»

(А. Ахматова).

смешанная — рифмовка, в ко­торой сочетаются различные схе­мы. Например, ааЬаЬ.

«О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски!..»

(Н. А. Некрасов)

Строфа — повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также рас­положением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединён­ное определённой системой рифмовки; дополни­тельный ритмический элемент стиха.

Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увели­ченным интервалом.

Основные виды строф:

  • • двустишье;
  • • четверостишье;
  • • октава (8 строк);
  • • терцины (3 строки);
  • • онегинская строфа (14 строк);
  • одическая строфа (10 строк).
загрузка...