A+ A A-

ОБРАЗНАЯ ПРИРОДА СЛОВЕСНОГО ИСКУССТВА

Художественная литература наряду с музыкой, живо­писью и т. п. является одним из видов искусства. Сло­во «искусство» многозначно, в данном случае им назва­на собственно художественная деятельность и то, что является её результатом (произведение).

В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определённое идей­но-эстетическое содержание.

Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в каче­стве единственного материала слова и конструкции че­ловеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.

Функции искусства:

  • • Эстетическая — воспроизведение действительнос­ти по законам красоты, формирование эстетическо­го вкуса.
  • Социальная — идейное воздействие на общество, преобразование социальной реальности.
  • • Компенсаторная — возврат душевного равновесия, решение психологических проблем, «уход» от серой по­вседневности, компенсация недостатка красоты и гар­монии в жизненных буднях.
  • • Гедонистическая — способность искусства прино­сить удовольствие человеку.
  • • Познавательная — изучение действительности и анализ её при помощи художественных образов.
  • • Прогностическая — прогнозирование и предугады­вание будущего.
  • • Воспитательная — формирование личности чело­века.

Художественный образ — это форма отраже­ния действительности в искусстве; любое явле­ние, творчески переосмысленное и воссозданное автором в произведении.

Художественный образ неотделим от своего реального прообраза, художественно переосмысленного автором. Он отражает взгляды писателя на прообраз, помо­гает раскрыть особенности авторского мировосприя­тия. Будучи элементом или частью целого произведе­ния, может обладать относительной самостоятельностью (например, «алые паруса») и ёмкостью символа, мно­гозначностью трактовок; ориентирован на сотвор­чество читателя.

Художественный образ бывает авторским (вырастаю­щим из индивидуального видения художником мира) или традиционным (заимствованным из мифологии или мировой культуры).

По предметному содержанию различают образы:

  • героев (создают систему персонажей);  образ Пьера Безухова
  • природы;  природный пейзаж, го­родской пейзаж
  • предметов;  диван и халат Обломова
  • времени и пространства.  пути-дороги, ночи

По характеру обобщённости различают образы:

  • индивидуальные (автор­ские, неповторимые); образ Квазимодо в «Со­боре Парижской Богома­тери» В. Гюго
  • характерные (обобщён­ные, в которых отраже­ны черты, присущие мно­гим людям определённой эпохи); персонажи драм А. Н. Островского
  • типические (выражают об­щечеловеческие черты). Гобсек О. де Бальзака, Гамлет У. Шекспира
загрузка...