A+ A A-

ТРИЕДИНСТВО ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ «РЕКВИЕМА» А. А. АХМАТОВОЙ

Поэма «Реквием» состоит из стихотворений, написанных в разное время — с 1935-го по 1961 гг. «Реквием» соче­тает жанровые признаки поэмы и стихотворного цикла. Образ лирической героини «Реквиема» объединяет в себе три ипостаси.

Реальная женщина в определённой исторической эпо­хе, переживающая трагедию ареста сына.

  • • Этот образ формируется автобиографической основой поэмы. Наиболее ярко проявляется в стихотворении «Приговор» (1939 г.).
  • • Обыденность речи в сочетании с предельным пережи­ванием создаёт драматический эффект.

Собирательный образ русской женщины (вечная трагедия русской женщины).

  • • Формируется за счёт апелляции к историческому прошлому (стрелецкие жёнки и т. п.), к фольклору.
  • • Разговор в очереди, описанный во вступлении, пока­зывает, что горе лирической героини (и самой Ахмато­вой), не индивидуальное, а общее для многих женщин эпохи террора. Необходимость высказать это общее горе определяет лиро-эпическую форму произведения.

Образ Богоматери, возникающий в результате обоб­щения, символизации и обращения к библейским («веч­ным») мотивам.

Наиболее ярко образ лирической героини-богомате­ри проявляется в 10-ом стихотворении — «Распятие».

Выражение внутрен­ней жизни через внеш­ние формы, недосказан­ность, ассоциативные смыслы — создают пре­дельное напряжение.

«Магдалина билась и ры­дала, 

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не по­смел... »

 
• Разделение лирической героини на три ипостаси яв­ляется условным, в тексте же наблюдается их сраще­ние, сближение, обращаемость.
загрузка...