A+ A A-

Народничество

На рубеже 60—70-х гг. на основе нескольких кружков («чайковцев», «долгушинцев» и др.) формируется на­родническое движение. Народничество обладало рядом специ­фических признаков. Народники являлись последователями крестьянского социализма Герцена и Чернышевского, полагали, что Россия должна, опираясь на крестьянскую общину, мино­вать капиталистическую стадию развития и перейти к социализ­му. В городе они считали необходимым развивать мелкое артель­ное производство. Народники вдохновлялись идеей «уплаты долга» интеллигенции народу.

В народничестве выделялись либеральное и революционное направления.

По мнению либеральных народников, например Н. К. Михай­ловского, главная цель интеллигенции состояла в том, чтобы внести в крестьянскую среду социалистические идеи и ценнос­ти, показать крестьянству преимущества коллективного веде­ния хозяйства. По мнению народников-революционеров, путь к социализму лежал через революцию, главной движущей силой которой должно было стать крестьянство. Роль интеллигенции, с их точки зрения, состояла в том, чтобы помочь народу осущест­вить революцию.

В среде революционного народничества можно выделить три идеологических направления.

Первое — пропагандистское, лидером которого являлся П. Л. Лавров. Он полагал, что революция будет иметь смысл лишь тогда, когда и народ, и сама революционная молодежь бу­дут подготовлены к ней, когда благодаря пропаганде будут усво­ены социалистические взгляды.

Второе — бунтарское, идеологом которого был один из осно­вателей анархизма М. А. Бакунин. В отличие от Лаврова, он по­лагал, что русский крестьянин — «стихийный социалист», а по­тому нужно не убеждать его в правоте социализма, а непосредст­венно призывать к бунту. Свергнув существующую власть, народ построит свободное коллективистское общество без всякой власти. Политическую борьбу Бакунин, по существу, отрицал, считая, что народу демократические свободы ничего не дают.

Третье направление — заговорщическое. Его идеолог — П. Н. Ткачев. Он утверждал, что единоборство интеллигенции с режимом вполне реально, так как самодержавие не имеет опо­ры — «висит в воздухе». Последователей Ткачева иногда назы­вали «русскими бланкистами» но имени знаменитого француз­ского революционера-заговорщика О. Бланки. Ткачев считал, что революционная интеллигенция должна своими силами свергнуть существующий режим и, создав диктатуру, обеспе­чить проведение социальных преобразований.

Все эти теории сосуществовали в народнической среде, при­чудливо переплетаясь. Однако в целом вначале преобладали романтические бунтарские взгляды, затем они сменились на­деждами на пропаганду, а на поздних этапах своего развития ре­волюционное народничество склонилось к заговору и индивиду­альному террору.

 

загрузка...