A+ A A-

Общественная мысль в России в 18 веке

Общественная мысль XVIII в. развивалась под влиянием идей Просвещения, приверженцы которых отдавали предпочтение медленному эволюционному процессу, стреми­лись с помощью новых законов сформировать новое гуманное об­щество.

Интересным мыслителем был приближенный Елизаветы Пе­тровны И. И. Шувалов. Он предлагал ввести «непременные зако­ны», направленные на поддержание «общего блага». Отчасти эта мысль опиралась на идеи Петра I о «службе» монарха. Но глав­ный источник шуваловских проектов — взгляды французского философа-просветителя Ш. Монтескье, который считал, что мо­нархия отличается от деспотии, что она покоится на «основных законах», обязательных и для самого монарха.

По предложению Шувалова, императрица должна была при­сягнуть в том, что будет соблюдать «непременные законы», а подданные — в том, что они будут наблюдать за тем, как мо­нарх их соблюдает. Хотя подданными здесь именовались дво­ряне, это было бы значительным шагом к внедрению договор­ных отношений между властью и населением. Правительство даже в более поздние годы не решилось на обсуждение проекта Шувалова.

Значительное влияние на развитие общественной мысли ока­зал «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии, провозгласив­ший важнейшие просветительские идеалы: гарантии свободы, частной собственности, защиты от судебного произвола. Екате­рина II утвердила в России идеал просвещенной монархии.

Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н. И. Но­виков. Он выступал против крепостнического гнета, судебного произвола, сословных привилегий. Но одновременно стремился противостоять упрощенному пониманию французского Просве­щения (вольтерианства), считая необходимым сочетать образо­ванность с развитием нравственного чувства.

Новиков издавал сатирические журналы «Трутень», «Живо­писец». В его типографии печатались учебники, словари, грам­матики. Одной из важнейших книг стала «Древняя российская вифлиофика» — собрание источников по древнерусской истории. Издания Новикова способствовали в России не только развитию просвещения, но и формированию общественного мнения.

Иная, радикальная, форма просветительской идеологии была представлена в творчестве А. Н. Радищева, в особенности в кни­ге «Путешествие из Петербурга в Москву» и оде «Вольность». Радищев не просто именовал помещиков «пиявицами ненасыт­ными», он призывал к расправе с ними, к цареубийству и свер­жению монархического правления.

Во второй половине XVIII в. в России существовало и консер­вативное направление общественной мысли. Оно было представ­лено трудами М. М. Щербатова. В его памфлете «О повреждении нравов в России» выражены взгляды своеобразной оппозиции Екатерине справа. Щербатов отстаивал необходимость сохране­ния крепостного права и расширения дворянских привилегий. Он требовал запретить предоставление дворянских званий куп­цам и выходцам из других непривилегированных сословий, ко­торые, по его мнению, лишены дворянской чести и лишь ком­прометируют высшее сословие. Екатерину Щербатов критико­вал за безнравственность и деспотизм, который проявлялся, с его точки зрения, в ущемлении дворянских привилегий и на­делении чрезмерными правами государственных чиновников в ущерб дворянским корпорациям. Сочинения Щербатова, несо­мненно, выражали точку зрения значительной части российско­го дворянства.

 

загрузка...