A+ A A-

Литература и общественная мысль на Руси в 16 веке

В 40-х гг. митрополит Макарий создал «Великие Четьи-Минеи», т. е. сборники литературных произведений, предназначенных для ежедневного чтения. В «Четьи-Минеи» вошли жития святых, повести, сказания, поучения. Они вклю­чили весь круг чтения, дозволяемого церковью.

В начале XVI в. старец Филофей выдвинул теорию «Москва — третий Рим». Первый Рим пал из-за отступлений от христианст­ва, второй Рим — Константинополь — из-за флорентийской унии, третий же Рим — Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать. Теория Филофея возвеличивала московских госуда­рей, утверждала исключительность православия, служила осно­ванием враждебного, презрительного отношения ко всему ино­земному, иноверному.

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, т. е. отказ от исключительно религиозного мировоззрения, цер­ковной тематики. Прежде всего, это выразилось в распростране­нии рационалистических взглядов.

В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Наиболее известными вольнодумцами этого времени были Матвей Башкин, отрицавший иконы, таинства, церков­ную обрядность, и особенно Феодосий Косой, усомнившийся да­же в богочеловеческой природе Христа. По мнению Феодосия, Христос был просто человеком. Феодосий проповедовал отказ от монашества и самой церкви, неповиновение власти, следова­ние заветам раннего христианства. Судьба еретиков была нелег­кой. Башкин был арестован, подвергся жестокой пытке и ссыл­ке в Иосифо-Волоколамский монастырь, Косой бежал от пресле­дований в Литву.

Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски «правды». Слово «правда» в данном случае следует понимать расширительно, не только как истину, но, главным образом, как справедливость. Дипломат и государственный деятель Федор Карпов писал о необходимости в государстве законности. Власть, в его понимании, должна быть сильной и справедливой: «Милость без правды малодушество есть, а правда без милости мучительство есть».

О «правде» рассуждал и Иван Пересветов, служилый чело­век, выходец из Литвы. По его словам, «Бог не веру любит — правду». Противопоставление веры «правде» было смелым ша­гом, означавшим близость к религиозному вольнодумству. Пере­светов считал, что «правда» может быть введена в государстве только «грозой». Но в то же время он выступал против холопст­ва и писал, что государь силен «воинниками», т. е. служилыми людьми.

Иначе понимал «правду» Иван IV, который в переписке с Ан­дреем Курбским и посланиях духовным лицам выступил как яр­кий талантливый писатель и публицист. По мнению Ивана Гроз­ного, «правда» заключается в служении царю. Перед лицом го­сударя все подданные — холопы. Ивану IV принадлежат слова, ярко и лаконично выразившие суть деспотизма: «А жаловати ес- мя своих холопей вольны, а и казнити вольны же».

Иван Грозный оказался единственным писателем средневеко­вой Руси, позволившим себе нарушить традиционную торжест­венность литературного языка, ввести в сочинения простореч­ные обороты.

 

загрузка...