A+ A A-

Изобразительное искусство Древней Руси

С распространением культового каменного строительства стала развиваться монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов фресками и мозаиками. В киевском Софийском соборе в техни­ке мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя), Богоматери и апостолов. Мо­заика собора имеет 130 оттенков.

Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софий­ском соборе (Киев) фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых пор­трета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является «Богоматерь Владимирская», создан­ная в начале XII в.

Наряду с монументальной живописью и иконописью сущест­вовала и книжная миниатюра, мастера которой достигли боль­ших высот.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению христи­анства и культурного наследия античности достигла высокого уровня, встала вровень с западноевропейскими странами. Куль­турные традиции, созданные в киевский период, получили даль­нейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольского нашествия.

Изобразительное искусство XII—XIII вв., как и в эпоху Киев­ской Руси, было связано с росписью храмов и представлено в ос­новном фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. По сравнению с XI в. росписи стали менее торжественны­ми, зато изображаемые фигуры — более динамичными. Самый яркий образец новгородской фрески — роспись в церкви Спаса на Нередице.

Фрески имели и владимирские храмы, но сохранились лишь единичные их образцы.

 

загрузка...