A+ A A-

Андрей Рублев. Характеристика исторического деятеля

Творчество русского живописца, крупнейшего мастера московской школы живописи, развивалось под влиянием ви­зантийского искусства, а также учения Сергия Радонежского во 2 половине XIV — начале XV в. Рублев работал совместно с Феофаном Греком над украшением иконами и фресками Бла­говещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей. Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире. В течение 14 лет работал над Звенигородским чином. Затем с Даниилом Черным руководил работами по росписи и соз­данию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мона­стыря. В 20-х годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сер­гия, возведенный над его гробом. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица». Послед­ние годы жизни работал над созданием росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам визан­тийского искусства 1400 — первой трети XV в., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интел­лектуального достоинства, воспеваемых византийским ис­кусством, зато предпочтение отдается скромности и просто­те. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Классическое чувство композиции, ритмов, всякой отдельной формы, во­площенное в ясности, гармонии, пластическом совершен­стве, у Андрея Рублева столь же безупречно, как у греческих мастеров первой трети XV века. В своем творчестве воплотил идеи византийского исихазма, получившего широкий отклик на Руси. Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для искусства всего христианского мира первой половины XV в. Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям рус­ского и мирового духовного искусства, воплотившего возвы­шенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Руси. Иконы и фрески Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы. Творчество Андрея Рублева определило в XV в. расцвет на­циональной школы русской живописи, оригинальной по от­ношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

 

загрузка...