A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема учения

Сочинение

Что значит учиться? Главное в образовании — это при­обретение знаний? Что такое наука? На эти вопросы ищет ответ автор прочитанного мною текста А.Ф. Лосев.

Оппонируя тем, кто считает, что учение сводится к при­обретению знаний, автор рассуждает о том, что представляет собой человек, усвоивший знания, но не научившийся лю­бить и не постигший законов нравственности. По мнению А.Ф. Лосева, если человек не знает, во вред или во благо обществу он направляет свои знания, это беспринципный или даже страшный человек. Автор убедительно показывает читателям, что «знания есть любовь», а настоящий ученик радуется познанию, страдает от несовершенства своих зна­ний и отдает себя учению. В учении, как пишет философ, формируется личность, способная к «подвигу жизни»: к противостоянию злу, деятельности во благо человечества, любви к своему делу и Родине. Человек, стремящийся к изучению наук, должен быть готов к самоотверженному преодолению трудностей. В этом и заключается позиция ав­тора, с чем я абсолютно согласен.

С моей точки зрения, серьезное отношение к учению и за­нятие наукой требует от человека не только способности к осмысленному принятию решений и любви к тому, чем он занимается, но и полной самоотдачи. Об этом писал в «Пись­ме к молодежи» и Иван Петрович Павлов, великий физиолог, лауреат Нобелевской премии. Задавшись вопросом о том, че­го бы он пожелал молодежи, посвятившей себя науке, акаде­мик называет ряд качеств, которые должен выработать в себе

молодой ученый, среди них последовательность, скромность и страстность в исканиях. Для меня лично образцом такого ученика, а впоследствии и великого ученого является Миха­ил Ломоносов. Его жизнь — это поистине подвиг в том смыс­ле, в котором использовал это слово А.Ф. Лосев. Сначала яростное желание учиться, долгий путь к знаниям, потом — неустанное искание истины, способность доказывать, убеж­дать, стоять на своей позиции. Взять хотя бы один факт: М.В. Ломоносов был первым, кто написал учебник риторики на русском языке, вопреки традиции. Это был поступок гра­жданина, который любил русский язык, знал его и не боялся трудностей, отстаивая свою позицию.

Если же говорить о художественной литературе, тот в ней образ ученого, твердо стоящего на позициях морали и беззаветно преданного своему делу, — это, без сомнения, профессор Преображенский, герой произведения М.А. Бул­гакова «Собачье сердце». Конечно, эксперимент, проведен­ный доктором, не дал положительного результата, но про­фессор, как настоящий ученый, умел признавать ошибки.

Подводя итог, скажу, что мысль А.Ф. Лосева о том, что подлинное учение не ограничивается лишь приобретением знаний, а включает выбор нравственной позиции и воспи­тание в ученике таких качеств, как гуманизм и человеч­ность.

Текст

(1)То, что всем надо учиться, — общеизвестно; спорить тут не о чем. (2)Но что значит учиться — в этом мало кто от­дает себе отчет; а если кто и отдает себе в этом отчет, то большей частью пользуется плоскими и обывательскими вы­ражениями, которые либо мало что содержат в себе, либо при ближайшем рассмотрении оказываются просто неверными.

(З)Так, говорят, что учение есть приобретение знаний. (4)Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? (5)Я на это отвечаю так: если человек имеет только знание и ничего другого — то это страшный человек, бес­принципный человек и даже опасный человек. (6)И чем больше он будет иметь знаний, тем страшнее, опаснее и бес­полезнее для общества он будет. (7)Еще говорят, что учеба есть приобретение профессии. (8)Конечно же, всякий уча­щийся должен либо обучаться какой-нибудь профессии, либо, по крайней мере, готовить себя к этому. (9)Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме его профессии. (10)Для меня такой человек неприятен и не­приемлем. (И)Никому нет от него радости, никому не из­вестно, куда он направляет свои профессиональные умения, для чего хочет использовать свой опыт. (12)И еще хорошо, если из него получится просто сухой узкий ремесленник. (13)А если это бездушный чиновник? (14)Или формальный, беспринципный администратор? (15)Это уже беда.

(16)3нание есть любовь. (17)Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конеч­ных целей и не любит их, — это плохой ученик.

(18)Любовь есть ощущение родства с любимым. (19)Любящий и любимый всегда один другому родственны, всегда дышат одним воздухом, и этот воздух — их общая родина.

(20)0щущение родины и родства не имеет ничего общего с рассудочным накоплением знаний. (21)Но любовь к род­ному не есть также и слепота. (22)Любить — значит крити­ковать, то есть находить в любимом положительное и отри­цательное. (23)Любить — значит радоваться тому, что в любимом положительно, хорошо, и страдать от его недос­татков. (24)Это значит поощрять в любимом доброе начало и бороться с несовершенным в нем. (25)Это и значит жить общей жизнью. (26)Настоящий ученик испытывает радость по поводу того положительного, что он узнал; но он испы­тывает страдания от несовершенства своих знаний.

(27)3нающая любовь не знает для себя никаких концов и ограничений. (28)Она хочет бесконечности. (29)Но даже эта потенциальная бесконечность знания — приют для обучающе­гося. (ЗО)Настоящий ученик тот, кто хочет бесконечно знать.

(31) Но в этой бесконечности он не теряется, не смущается и не чувствует себя в ней каким-то бессильным ничтожеством.

(32) Наоборот,  даже потенциальная бесконечность знания при­влекательна для того, кто понимает знание как любовь.

(33) Неохватная бесконечность знания уютна. (34) И бесконеч­ность знания для настоящего ученика всегда ласкова.

(35)Да, знать и любить — это значит прежде всего бо­роться с тем плохим, что находишь в любимом. (36)А так как жизнь сложна и трудна, то бороться с недостатками — значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. (37)3нать и любить в любых обстоятельствах жизни — это не просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. (38)Вот почему, смею утверждать, быть учеником — значит с юности гото­виться к подвигу жизни.

(39)Наука требует внимания и сосредоточения, а это все не сразу дается. (40)Наука требует любви к изучаемому предмету, а это требует воспитания.

(41)3нание и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека — это альфа и омега всякой учебы.

(42)Чтобы создавать науку, нужно любить ее и находить в ней отзвук всем стремлениям. (43)Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения. (44)И, заключая свою мысль, я бы сказал даже проще: быть учеником — значит быть живым человеком.

(А.Ф. Лосев)

загрузка...