A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема выбора современными детьми положительного героя-персонажа

Сочинение

Дети во все времена стремятся найти в книгах, сказках, а сейчас в кинофильмах, комиксах, сериалах героев, кото­рые становятся для них примером, своеобразной моделью поведения. Но далеко не всегда эти персонажи действитель­но обладают качествами, которым следует подражать. Над проблемой выбора такого героя, который поможет развить в современных детях лучшее, а не наоборот, задумывается В. Куделина.

Автор подчеркивает, что особую актуальность этот во­прос приобрел именно сейчас, когда так популярны персо­нажи, подобные Человеку-пауку, Бэтману, Супермену. Ведь они демонстрируют довольно опасную для форми­рующегося человека модель поведения. В. Куделина убеди­тельно показывает это на примере Питера Паркера, не слишком удачливого молодого человека, который неожи­данно приобретает сверхспособности, превратившись в че­ловека-паука. Безусловно, он использует их во благо, но автора беспокоит другое: положительное ли влияние ока­зывает «вторая натура» Питера на него самого. «Новые способности делают его физически сильным и выносливым, но не дают ему внутренней силы», ведь сняв костюм, он вновь становится обычным человеком. Это же автор текста замечает и в других подобных современных героях — Бэт- мене и Супермене, для которых костюм становится лишь маской. За ней «удобно прятаться от собственных неудач». В. Куделина противопоставляет им другого рода персона­жей: Фродо из саги «Властелин Колец», Люка Скайуокера из «Звездных войн», Нео из «Матрицы». Всех их объеди­няет то, что они, не обладая вначале исключительными способностями, в борьбе за добро и справедливость, опира­ясь на поддержку друзей и близких, действительно меня­ются, становясь подлинными героями.

Позиция автора четко сформулирована в словах: «Хоро­шо, что в народных сказках, которые еще читают детям, за­ложены совсем другие модели, хорошо, что и в современных сагах еще есть настоящие герои!»

Трудно не согласиться с В. Куделиной, ведь действи­тельно, выбирая героя для подражания, ребенок невольно формирует свой характер, и взрослым нельзя не задумы­ваться над тем, какие книги читают дети, какие черты мо­жет развить тот или иной персонаж. Нельзя сказать, что над этой проблемой размышляют только наши современни­ки, в произведениях литературы прошлых веков о влиянии книг и их героев на формирование человека написано нема­ло. Так, например, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина Татьяна Ларина многое почерпнула для себя из прочитан­ных ею сентиментальных романов, так любимых когда-то и ее матерью. В них показаны герои, способные на глубокие чувства и самоотверженные поступки, любящие и страдаю­щие. Именно эти качества органично соединились в Татьяне с миром русских народных образов из сказок няни, что по­зволило автору назвать ее своим идеалом.

О значимости книг говорил и знаменитый автор песен, поэт и актер второй половины XX века B.C. Высоцкий. В «Балладе о борьбе» он очень точно выразил эту мысль, рас­сказывая о том, как живется не знавшим битв послевоен­ным «книжным детям». Взяв в пример прочитанное, они «на роли героев вводили себя», то есть учились бороться со злодеями, бескорыстно дружить и искренне любить. Вывод автора о том, как формируются лучшие качества в человеке, звучит в словах, ставших крылатыми: «Значит нужные кни­ги ты в детстве читал!»

В заключение хочется подчеркнуть, что в наше время, когда информационное пространство просто перенасыщено разного рода персонажами из фильмов, комиксов, сериалов, еще важнее становится задача помочь детям выбрать на­стоящих героев и дать им возможность прочитать «нужные книги».

Текст

(1)На эти размышления меня натолкнул недавно пере­смотренный фильм о Человеке-пауке. (2)3наю, что у детей этот персонаж очень популярен. (З)Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в ви­де человека-паука... (4)Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими подобными героями. (5)Но героями ли?

(б)Вспомним сюжет фильма. (7)В самом начале мы видим молодого человека Питера, который в жизни не слишком удачлив: работа не клеится, отношения не ладятся, в любви не везет. (8)Мир не очень дружелюбен к нему. (9)И вот он, благодаря стечению обстоятельств, превращается в Человека- паука, приобретает как будто вторую натуру. (10)И тут же становится и смелым, и сильным, и ловким. (11)Свои новые способности он использует во благо: вступается за слабых, предотвращает грабежи, сражается за добро и справедли­вость. (12)Вроде бы что плохого? (13)Прекрасный пример для подражания!

(14)Только вот... снимая костюм Человека-паука, Питер своих новых способностей, конечно, не теряет, но вновь ста­новится обычным человеком — тихим, незаметным обыва­телем, которому не очень везет. (15)Свою вторую натуру ему приходится скрывать. (16)Единственное, что он приобретает, — это уверенность и чувство самоудовлетворения: он-то зна­ет, кто на самом деле герой. (17)И в третьей части трилогии Питер от всей души начинает этим гордиться, из-за чего и приходит на темную сторону и становится черным Челове­ком-пауком. (18)Получается, что новые способности делают его физически сильным, ловким и выносливым, но не дают ему внутренней силы...

(19)Давайте вспомним другие известные саги современ­ности: «Властелина Колец», «Звездные войны», «Матрицу». (20)Фродо тоже не обладает исключительными способностя­ми: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нем нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему дается, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно меняется. (22)Он совершает путь не только внешний от родного дома до страны мрака, но и внутренний и становится героем, хотя вначале героем его точно не назовешь.

(23)И не его одного. (24) Люка Скайуокера из «Звездных войн», Нео из «Матрицы» никто не наделял волшебными и необыкновенными способностями пауков или летучих мы­шей. (25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полага­ясь только на собственные силы, у них были учителя, кото­рым они верили, и друзья, которых они очень любили. (26)И это посильнее всех волшебных способностей и костю­мов, это совсем другая магия, другое волшебство. (27)Вот что им помогало, их спасало, меняло. (28)И они стали ге­роями, которые спасали мир.

(29)Так же как и у Бэтмена, и Супермена, мы не видим у Питера внутренних изменений, его пути к герою. (ЗО)Способности, которыми эти персонажи стали обладать, и костюмы, которые они надели, не помогли поменяться им самим, а, наоборот, стали маской, за которой так удобно прятаться от собственных неудач. (31)Да, они использовали эти способности во благо, но получили их без усилий, это дар ниоткуда.

(32) Может, поэтому человек-паук и подобные ему персо­нажи так популярны в наш век комфорта: нам не хочется делать усилий, а хочется, чтобы все доставалось легко.

(33) Я  сейчас опять вспомнила о детях, для которых че­ловек-паук — кумир, пример для подражания. (34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что дает им мир... (35)Какую жизненную модель будут они при­нимать за чистую монету? (Зб)Что нужно надевать маску, если хочешь чего-то добиться, что эту маску нужно обяза­тельно скрывать, что все, что тебе нужно, дается просто так, а не заслуживается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться?.. (37)Как-то страшно становится. (38)Хорошо, что в народных сказках, которые еще читают детям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в со­временных сагах еще есть настоящие герои!

(39)В одной из частей фильма «Человек-паук» тетя глав­ного героя говорит о том, что в каждом из нас живет герой и что нужно его пробудить. (40)Я с ней полностью согласна, но мне не хочется пробуждать в себе Человека-паука. (41)Ведь мы сами выбираем себе героя и пример для подражания, и в наших силах задуматься о том, кому и чему мы следуем.

(В. Куделина)

загрузка...