A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема отношений в семье между мужчиной и женщиной

Сочинение

Различия между мужчиной и женщиной заложены в са­мой природе, но еще больше на становление человека влияет социум, в котором он растет и воспитывается. Вопрос взаи­моотношений в семье волнует каждого, о чем свидетельствует популярность этой темы как в массовой литературе, так и в медицинской психотерапии. Непонимание мужчиной жен­щины и его неверное с ней обращение, с одной стороны, и неразумное поведение влюбленной женщины, с другой, под­рывают основы благополучного брака. Именно проблеме от­ношений в семье посвящен текст Юрия Азарова.

Автор рассуждает об уникальной природе женщины, ее особом характере, проявляющемся еще в детстве и впослед­ствии формирующем настоящую хранительницу семейного очага, способную на все ради дома и любимых: «человече­ская нежность... соединяется в женщине с нравственным императивом, с постоянной готовностью положить на карту все». Самопожертвование и чувство ответственности — вот главные черты женского характера, по мнению Азарова. Доказывая свою мысль о том, что задатки будущей матери и жены проявляются у девушек в раннем возрасте, автор при­водит пример из своего педагогического опыта: в ученицах он всегда видел нравственную чистоту, готовность на все ра­ди близких людей. Неслучайно он вводит цитату из записок Достоевского о женах декабристов, которые являются ярким примером жертвенности женщины во имя своей семьи. А в «максимах» Сухомлинского, цитируемых писателем, выра­жены наставления молодым женщинам и мужчинам в от­ношениях между полами и семейной жизни. Влюбляясь, де­вушки, сочетающие в себе нежность и волевые качества, не должны забывать о благоразумии: «властвовать над сердцем должен ум». А мужчине никогда не следует непочтительно относиться к женщинам, его долг — проявлять к ним заботу и любовь, ведь это характеризует его как человека и мужа.

По мнению Ю. Азарова, мужчина и женщина, состоя в браке, продолжают духовно обогащать друг друга, такие взаимоотношения, основанные на нравственности и культуре, являются залогом крепкой семейной жизни. Мудрая женщи­на всегда будет направлять своего мужа на правильный путь («Мудрость женщины воспитывает честность мужчины»), а тот, в свою очередь, оберегая жену от бед и несправедливо­сти, создает условия для благополучия семьи («Честь твоей жены и матери твоих детей — это честь твоего рода»).

Я полностью согласна с позицией автора. Женщина и мужчина находятся на разных полюсах, и понять друг дру­га порой бывает невозможно, но существуют определенные аксиомы поведения, базирующиеся на внутреннем чувстве и нравственности, следуя которым мы можем легко разрешить любые проблемы во взаимоотношениях, а возможно, они во­обще не возникнут. Так, в русской литературе не раз затра­гивалась проблема отношений между мужчиной и женщи­ной. Например, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» огромное место занимает «мысль семейная». Писатель описывает две благополучные семьи — Ростовых и Болкон­ских, первая из которых подчиняется голосу чувств, а вто­рая следует законам разума, но члены обеих семей связаны крепкими узами, поскольку их отношения построены на благородстве, доброте и чувстве нравственного долга. В эпи­логе романа Толстой создает образ идеальной семьи — На­таши Ростовой и Пьера Безухова, людей, преодолевших мо­ральные испытания и искупивших свои ошибки, которые в итоге создали гармоничный союз разумного мужчины, под­держивающего жену и свой дом, и самоотверженной жен­щины, которая является духовной опорой их семьи.

Другим примером нравственности как ключевого факто­ра крепких семейных отношений может послужить роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, в котором автор создает образ истинно русской женщины, по-девичьи мечта­тельной и простой, но обладающей непоколебимой нравст­венностью и верностью своим принципам. Влюбившись в Онегина и получив отказ, она через некоторое время стано­вится женой уважаемого генерала, но чувства к дворянину не исчезают. Однако когда Онегин видит ее в Петербурге и понимает, что сам влюблен, Татьяна отказывает ему. Этот поступок — проявление ее высоких моральных качеств, чувства долга и ответственности перед другими людьми. Она не может предать своего мужа, принести ему горе, ведь он доверяет ей, и они являются крепкой семьей. В образе Тать­яны Пушкин вывел невероятно цельный и волевой характер русской женщины.

Итак, произведение Юрия Азарова учит нас тому, что в отношениях в семье понимание между мужчиной и женщи­ной, основанное на морально-этических и культурных принципах, занимает важнейшее место.

Текст

(I) Игры   в «Дочки-матери», «Наш дом», «Наши родители» и так далее — это первая детская школа семейной педагоги­ки. (2)Подрастая, дети участвуют в выполнении родитель­ских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям, и непременно... заработанные детьми деньги. (3)С какого возраста дети должны включаться в добывание средств, решит каждый родитель по-своему. (4)Важно, чтобы в труде росла и крепла личность будущего отца и будущей матери новой семьи. (5)Дети природой и культурой как бы приуготовлены к семейной жизни. (6)Эта приуготовленность, возможно, самое лучшее, что есть в на­ших детях. (7)С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек. (8)Эти начала и привя­занности приводят уже в девичестве к нравственному макси­мализму, к той человеческой нежности, которая особым об­разом соединяется в женщине с нравственным императивом, с постоянной готовностью положить на карту все. (9)До кон­ца следовать избранному пути. (Ю)Жить и надеяться, даже тогда, когда нет, казалось бы, надежды.

(II) Кто  знает, может быть, от воспитания, может быть, от педагогической моей деятельности, а может быть, и от девятнадцатого века русской литературы, — только всегда, особенно в школьной практике, я был свидетелем той де­вичьей нравственной радикальности, которая жила в моих ученицах, — и эта радикальность была связана с готовно­стью пожертвовать собой, и эта радикальность всегда была чуточку затаена, чуточку спрятана, она редко произноси­лась вслух. (12)Вспоминаю невольно слова Достоевского из дневника: «Женщины еще послужат нашему отечеству в трудную минуту!!!» — это после встречи с декабристами в Тобольске. (13)А женщины у Толстого и Тургенева? (14)Веками формировалось в народе светлое, матерински любящее беззаветное женское чувство. (15)И яркость этого чувства запечатлена в максимах, изложенных В.А. Сухо- млинским:

(16)«Девушка! Будь мудрой и требовательной в любви. (17)Любовь — горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум. (18)Для девушки это особенно важно. (19)Ты — будущая мать. (20)Природой и обществом на тебя возложена особая ответственность. (21)Ты женщина, а настоящая жен­ственность — это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости. (22)Твоя мудрость, сдержанность, требова­тельность — могучие воспитатели юношества. (23)Мудрость женщины воспитывает честность мужчины. (24)Любовь и легкомыслие несовместимы».

(25) И  требования к будущему мужу и отцу:

(26) «Будущий муж и отец, знайте, что важнейшей шко­лой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше отношение к женщине — жене, матери своих детей, своей матери.

(27) Отношение  к женщине — тончайшая мера побужде­ния совести. (28)Умей любить мать своих детей, умей доро­жить ее здоровьем, красотой, честью. (29)Умей защищать и оберегать ее от болезни, изнурения, несправедливости. (ЗО)Честь твоей жены и матери твоих детей — это честь твоего рода.

(31)Хам в отношении к женщине — хам во всех отноше­ниях. (32)Уважать женщину — значит уважать жизнь».

(33) И  требования к супружеской жизни:

(34) «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. (35)Одна из граней счастья в браке в том и заключается, что муж и жена становятся ду­ховно богаче, духовное совершенствование доставляет боль­шую радость и обеспечивает полноту жизни».

(Зб)Крайне важно, что в семейной педагогике проблема любви решается в неразрывной связи с культурой общения и эмоционально-эстетическим развитием личности.

(Ю.П. Азаров )

загрузка...