A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема ложных и настоящих героев

Сочинение

В прочитанном мною тексте поднимается проблема лож­ных и настоящих героев, кумиров, с которых берут пример дети. Написать данный текст В. Куделину побудил пере­смотренный фильм о Человеке-пауке и интерес российских школьников к этому персонажу. Автор вспоминает сюжет фильма, анализирует путь превращения Питера в суперге­роя и сопоставляет образы Человека-паука и персонажей других героических саг: Фродо, Нео, Люка. В. Куделина пытается вскрыть причины популярности именно Человека- паука по сравнению с другими супергероями. Рассуждения автора посвящены поиску ответа на вопрос: может ли чело- век-паук стать настоящим кумиром, с которого следует брать пример? Позиция В. Куделиной очевидна: человек- паук хоть и совершает добрые поступки, не является при­мером для подражания, так как суперспособности ему да­лись случайно, без усилий и не виден путь превращения его в героя. Внутренне, по мнению автора, Питер не изменился; снимая костюм Человека-паука, он опять становится обыва­телем-неудачником. Осознав свою силу, «герой» переходит на сторону тьмы.

Рассуждая о таких «героях» и их влиянии на детей, ав­тор с тревогой задает вопрос: «Какую жизненную модель будут они принимать за чистую монету?» Ответ очевиден, и позиция автора, выраженная открыто, сводится к тому, что подражать тем, кто не способен к внутренним изменениям, совершенствованию, преодолению, не следует. Куделина с радостью восклицает, что противостоят таким лжегероям подлинные — те, с которыми мы встречаемся в русских на­родных сказках.

Я разделяю мнение автора относительно того, что от мо­дели поведения героя, которому хочет подражать ребенок, зависит становление его мировоззрения. Действительно, в русских народных сказках мы встречаем таких героев, ко­торые являются достойными образцами для подражания. Это и Иван-царевич, получивший полцарства и коня, краса­вицу-царевну и власть не просто так, а пройдя через многие испытания, продемонстрировав смекалку, выдержку, силу воли. Это и Василиса Премудрая, которая не просто краса­вица, но и первая помощница. И Девочка, по неопытности позволившая Гусям-Лебедям похитить Братца, но прошед­шая все испытания и изменившаяся внутренне. Но лично мне ближе не примеры сказочных героев, а образы героев- победителей, с которыми я познакомился, читая русскую и советскую литературу. На мой взгляд, достоин подражания такой герой, как Андрей Соколов из рассказа М.А. Шолохо­ва «Судьба человека». На его долю выпали все тяготы воен­ного времени: фронт, потеря семьи, фашистский плен. Воля и стойкость этого солдата не знают границ. Пусть он лишен сверхспособностей и сказочной физической силы, но его чувство справедливости, самоотверженность, отзывчивость, гордость вызывают восхищение. Казалось бы, сломленный войной и личными потерями, он находит в себе силы не пасть духом и становится приемным отцом для мальчика- сироты.

На мой взгляд, стоит задуматься о том, какие образцы для подражания дают нашим детям фильмы и книги. К та­кому выводу я пришел, задумавшись над идеями В. Куде- линой.

Текст

(1)На эти размышления меня натолкнул недавно пере­смотренный фильм о человеке-пауке. (2)3наю, что у детей этот персонаж очень популярен. (З)Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в ви­де человека-паука... (4)Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими подобными героями. (5)Но героями ли?

(б)Вспомним сюжет фильма. (7)В самом начале мы ви­дим молодого человека Питера, который в жизни не слиш­ком удачлив: работа не клеится, отношения не ладятся, в любви не везет. (8)Мир не очень дружелюбен к нему. (9)И вот он благодаря стечению обстоятельств превращается в Человека-паука, приобретает как будто вторую натуру.

(10)  И тут же становится и смелым, и сильным, и ловким.

(11) Свои новые способности он использует во благо: вступа­ется за слабых, предотвращает грабежи, сражается за добро и справедливость. (12)Вроде бы что плохого? (ІЗ)Прекрас- ный пример для подражания!

(14)Только вот... снимая костюм Человека-паука, Питер своих новых способностей, конечно, не теряет, но вновь ста­новится обычным человеком — тихим, незаметным обыва­телем, которому не очень везет. (15)Свою вторую натуру ему приходится скрывать. (16)Единственное, что он приобретает, — это уверенность и чувство самоудовлетворения: он-то зна­ет, кто на самом деле герой. (17)И в третьей части трилогии Питер от всей души начинает этим гордиться, из-за чего и приходит на темную сторону и становится черным Челове­ком-пауком. (18)Получается, что новые способности делают его физически сильным, ловким и выносливым, но не дают ему внутренней силы...

(19)Давайте вспомним другие известные саги современ­ности: «Властелина Колец», «Звездные войны», «Матрицу». (20)Фродо тоже не обладает исключительными способностя­ми: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нем нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему дается, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно меняется. (22)Он совершает путь не только внешний от родного дома до страны мрака, но и внутренний и становится героем, хотя вначале героем его точно не назовешь.

(23)И не его одного. (24) Люка Скайуокера из «Звездных войн», Нео из «Матрицы» никто не наделял волшебными и необыкновенными способностями пауков или летучих мы­шей. (25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полага­ясь только на собственные силы, у них были учителя, кото­рым они верили, и друзья, которых они очень любили. (26)И это посильнее всех волшебных способностей и костю­мов, это совсем другая магия, другое волшебство. (27)Вот что им помогало, их спасало, меняло. (28)И они стали ге­роями, которые спасали мир.

(29)Так же как и у Бэтмена, и Супермена, мы не видим у Питера внутренних изменений, его пути к герою.

(ЗО)Способности, которыми эти персонажи стали обладать, и костюмы, которые они надели, не помогли поменяться им самим, а, наоборот, стали маской, за которой так удобно прятаться от собственных неудач. (31)Да, они использовали эти способности во благо, но получили их без усилий, это дар ниоткуда.

(32) Может, поэтому человек-паук и подобные ему персо­нажи так популярны в наш век комфорта: нам не хочется делать усилий, а хочется, чтобы все доставалось легко.

(33) Я  сейчас опять вспомнила о детях, для которых че­ловек-паук — кумир, пример для подражания. (34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что дает им мир... (Зб)Какую жизненную модель будут они при­нимать за чистую монету? (Зб)Что нужно надевать маску, если хочешь чего-то добиться, что эту маску нужно обяза­тельно скрывать, что все, что тебе нужно, дается просто так, а не заслуживается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться?.. (37)Как-то страшно становится. (38)Хорошо, что в народных сказках, которые еще читают детям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в со­временных сагах еще есть настоящие герои!

(39)В одной из частей фильма «Человек-паук» тетя глав­ного героя говорит о том, что в каждом из нас живет герой и что нужно его пробудить. (40)Я с ней полностью согласна, но мне не хочется пробуждать в себе Человека-паука. (41)Ведь мы сами выбираем себе героя и пример для подражания, и в наших силах задуматься о том, кому и чему мы следуем.

(В. Куделина)

загрузка...