A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема философского осмысления осени

Сочинение

Когда человек уходит во взрослую жизнь из школы, он уносит с собой в далекое жизненное плавание выученные наизусть стихи, отрывки прозы из великих произведений русской классики. Знаменитое изречение К.Г. Паустовского об отношении русских поэтов к осени в школе наизусть не учат. Но знает это высказывание каждый, кто способен вос­принимать красоту и философскую глубину природы: «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени».

Так почему же именно осень — любимое время года мно­гих одаренных людей? Как осмысливают они единство при­родных явлений и движений человеческой души? Задумать­ся над этими вопросами заставляет текст К.Г. Паустовского.

Несомненно, что автор проводит параллель между осе­нью с ее одинокими золотыми березами, небом, похожим на тонкий лед, и состоянием души зрелого человека, философ­ски спокойно и серьезно рассуждающего наедине с самим собой о бренности бытия и кратковременности всего живого. Не зря писатель упоминает Пушкина и Тютчева, нежно и трогательно любивших осень. Общеизвестно, что эти худож­ники слова были великими философами жизни, стремящи­мися понять ее сокровенную суть. Вероятно, именно осень с ее дождями и тихой грустью как никакое другое время года способствует раздумьям человека о главных вопросах бытия.

Писатель проводит еще одну параллель между человеком и осенью: осенью пышность весенних и летних красок сменяется строгостью и благородством. Так и у великих мастеров литера­туры «нарядность языка» уступает место глубине и простоте мысли. Следовательно, по мнению автора, осень обычно любят люди, способные осмысливать свой жизненный путь.

Автор приходит к выводу: осенью природа и человек одинаково тихи, настроены на философские раздумья о веч­ном и непреходящем, о том, что все живое имеет свойство стареть и умирать. Но именно в этой закономерности за­ключается и секрет возрождения жизни весной.

Я полностью разделяю позицию автора: осень — самое философское время года, когда не хочется никуда спешить, возникает желание бросить привычный уклад жизни, оста­вить на потом заботы и тревоги и полностью погрузиться в тихую и светлую грусть «осенних» мыслей.

Мне кажется, сами собой возникают в памяти знамени­тые пушкинские строки:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса..

Сколько торжественности и одновременно кротости в на­рисованной А.С. Пушкиным картине природы. У поэта даже увяданье пышное, неспешное и торжественное. Это повод задуматься каждому из нас и о своем уходе, который дол­жен быть принятым, обдуманным и философски спокойным.

Еще один пример единения человека и осени находим в творчестве Ф.И. Тютчева. Безусловно, на всю жизнь оста­нутся в памяти строки:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Мир, покой в природе, которую воспевает Ф.И. Тютчев. Разве можно в это время года думать о сиюминутном, вре­менном, кратком и неважном? Поэт уверен: осень — это особое время года, которое дарует человеку редкую возмож­ность не спеша, серьезно и глубоко размышлять о себе и своем месте в мире.

Таким образом, можно сделать вывод: русские поэты, писатели, художники философски воспринимали осень как уникальное, дорогое и мимолетное время года, когда чело­век, сливаясь с дремлющей природой, думает о главном, ос­мысливая мир и самого себя в нем.

Текст

(1) Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана ос­танавливалась на осени.

(2) Правда, Левитан написал несколько превосходных ве­сенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

(3)  В «Большой воде» затопленная разливом роща обна­жена, как поздней осенью, и даже не покрылась зеленова­тым дымом первой листвы. (4)В «Ранней весне» черная глу­бокая река мертво стоит среди оврагов, еще покрытых рыхлым снегом, и только в картине «Март» передана на­стоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома.

(5)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

(6) Левитан так же, как Пушкин и Тютчев и многие дру­гие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного време­ни года.

(7) 0сень  снимала с лесов, с полей, со всей природы гус­тые цвета, смывала дождями зелень. (8)Рощи делались сквозными. (9)Темные краски лета сменялись робким золо­том, пурпуром и серебром. (Ю)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (11)0н был чище, холоднее, и да­ли были гораздо глубже, чем летом.

(12) Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

(13) Осень на картинах Левитана очень разнообразна. (14)Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. (15)Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

(16)На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружа­щие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золо­тые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. (17)Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего пере­дана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загни­вающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и пред­зимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...

(18)  Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детст­ва лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.

(19) В   зрелом возрасте эти воспоминания возникают с по­разительной силой по самому ничтожному поводу, — хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами ваго­на, — и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все — города, заботы, привыч­ный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, — будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябин.

(20)Такое чувство давно виденных милых мест остается от «осенних» картин Левитана.

(По К. Паустовскому )

загрузка...