A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема влияния писателя на формирование личности

Сочинение

Писатели входят в нашу жизнь по-разному. Одних мы знаем с раннего детства, другие открываются в юности, к постижению идей третьих идем всю жизнь.

К таким художникам слова, постигаемым далеко не сра­зу, медленно, постепенно, в результате серьезных раздумий о мире и себе, относится, безусловно, Лев Николаевич Толстой.

В предлагаемом для анализа тексте русского и советского писателя В. Быкова поднимается проблема влияния лично­сти и творчества Л.Н. Толстого на формирование личности читателя. Нет сомнений в том, что этот вопрос, ставший ак­туальным еще при жизни великого писателя, не утратил своей значимости и в XXI веке. Вдумчивый, талантливый читатель, обращаясь к «Войне и миру», «Анне Карениной», «Воскресению», вслед за литературными героями совершает свои, субъективные нравственные открытия, которые стано­вятся основой мировоззрения.

Рассуждая о влиянии личности и творчества Л.Н. Тол­стого на человека, автор задается вопросом: «...откуда у это­го барина, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, «усадебный» образ жизни... знание потаенной человеческой души?» Рассуждения В. Быкова чрезвычайно глубоки и точны. Он справедливо считает, что Л.Н. Толстой обладал «щедростью ума, живостью наблюдений, способностью по­стоянно влиять на формирование и совершенствование чело­веческих душ». Именно точность, яркость и глубина мыслей великого писателя, его искренность, глубокое проникнове­ние в тайну человеческой души, никогда не прекращаю­щийся поиск нравственного идеала заставляют вновь и вновь обращаться к его творчеству. Откуда такое глубинное знание жизни? Автор убежден: талант создателя «Войны и мира» «...во врожденном свойстве души — степени челове­ческой сопричастности к другим, способности к сопережи­ванию, к осознанию чужой боли как своей собственной».

В. Быков приходит к выводу: причина колоссального нравственного влияния личности и творчества Льва Нико­лаевича Толстого в его душевной неуспокоенности, в посто­янном поиске ответов на вечные вопросы жизни.

С мнением автора невозможно не согласиться: Л.Н. Тол­стой — уникальная личность в истории мировой культуры. Поражает глубина его духовных исканий, вечное стремле­ние к совершенству, человеческая сопричастность ко всему, что происходит на «прекрасной и грешной земле».

Можно привести огромное количество примеров того, как творчество Л.Н. Толстого влияет на читателей, как духовные откровения этого серьезного, глубокого мыслителя формиру­ют и совершенствуют человеческую душу. Обратимся к бес­смертному роману-эпопее «Война и мир». Все любимые герои автора: князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, на Марья — находятся в постоянном поиске смысла жизни, путей духовного совершенства. «Диалектикой души» назвал сам автор такую неуспокоенность, когда без осознанного нравственного идеала герой не может быть счастлив. Поэтому и князь Андрей, и Пьер, и Наташа страдают, ищут, находят и вновь теряют. Главное — они не живут самоуспокоенно, довольствуясь богатством и положением в великосветском обществе. Думаю, именно о таких людях, как его любимые герои, Л.Н. Толстой сказал: «Чтобы жить честно, надо рвать­ся, путаться, ошибаться, начинать и бросать... и вечно бо­роться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Несомненно, миллионы людей знают и правильно понимают это известнейшее изречение писателя. Безусловно, речь идет не столько о спокойствии, сколько о безразличии человека, о его душевной самоуспокоенности.

Еще одна цитата из «Войны и мира» является, на мой взгляд, девизом многих серьезных и талантливых людей. Пьер Безухов, герой, по мнению Л.Н. Толстого, пришедший в результате духовных поисков к пониманию счастья, гово­рит: «Главное — жить, главное — любить, главное — верить». Одна только эта фраза, ставшая результатом фило­софского осмысления жизни самим писателем, сформирова­ла, вероятно, немало красивых и сильных человеческих душ.

Таким образом, можно сделать вывод: великий русский писатель Лев Николаевич Толстой — человек-мыслитель, человек-творец — обладал неиссякаемой глубиной ума, жи­востью наблюдений, исключительной искренностью, умени­ем проникать в тайну человеческой души, стремлением к нравственному идеалу. Душевная самоуспокоенность была ему чужда. Своей жизнью, творчеством, непрекращающими­ся духовными поисками Л.Н. Толстой дает «великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху».

Текст

(1)Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2)Не скажу, что детское чтение великой эпопеи ока­залось для меня весьма плодотворным, но неповторимые об­разы ее героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого не могли не пленить воображе­ние. (З)Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, чи­тать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4)Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, спо­собностью постоянно влиять на формирование и совершен­ствование человеческих душ.

(5)И это прекрасно, когда общение с его духовной сокро­вищницей не заканчивается однажды, а продолжается в те­чение всей жизни. (б)Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравст­венного идеала продолжают привлекать к нему многие по­коления читателей. (7)Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бес­смертные строки:

(8) «Герой..., которого я люблю всеми силами души, кото­рого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».

(9) Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (10)На деле же нет больших забот у пишущего, чем его от­ношение с такой постоянно ускользающей, столь изменчи­вой и текучей категорией, какой является правда. (И)Толстой же обладал удивительной, по-видимому врож­денной, способностью различать в запутанных и многослож­ных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12)Наверно, однако, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще го­раздо больше точности... чем наука». (13)Несколько пара­доксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каж­дый сколько-нибудь серьезный писатель или думающий чи­татель.

(14)Мы должны задуматься и о том, откуда у этого бари­на, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, «уса­дебный» образ жизни, откуда у него такое глубокое понима­ние народа, знание потаенной человеческой сущности? (15)Дело, наверно, все-таки не в образе жизни, а во врож­денном свойстве души — степени человеческой сопричастно­сти к другим, себе подобным, способности к сопереживанию, к осознанию чужой боли как своей собственной, чем в ог­ромнейшей мере был наделен Лев Толстой. (16)Это нам те­перь видна ограниченность некоторых его духовных иска­ний, и мы с уверенностью можем судить о его ошибках. (17)Но большое видится на расстоянии, а для него был ва­жен главнейший из исповедуемых им жизненных принци­пов: (18)«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

(19)Вся его жизнь — непрестанные поиски: сначала са­мого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (20)Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (21)Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?

(В. Быков)

загрузка...