A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема экологии культуры

Сочинение

Экология — достаточно молодая отрасль научного зна­ния человека о мире. Но можно утверждать, что эта дисци­плина сегодня приобретает все большее значение для совре­менного человека, так как «планета стала чрезвычайно зависимой от нас». К такому заключению приходишь после прочтения текста Д.С. Лихачева.

Известнейший мыслитель, общественный деятель XX ве­ка обращается к сложнейшей проблеме экологии культуры. Проблема, поднятая писателем, чрезвычайно злободневна, поскольку связана со все нарастающим духовным кризисом современности, когда бездуховное отношение ко всему жи­вому и неживому становится едва ли не нормой.

Д.С. Лихачев весьма красноречиво говорит о том, что «культура тоже дом для человека, причем дом, создаваемый самим человеком». А культурная экология — это все, что создано трудом человечества: архитектура, произведения ис­кусства, язык. Если разрушить это культурное наследие, то человечество вымрет и физически, и что не менее страшно — духовно. «Погибнуть человечество и природа... могут... и ду­ховно, вследствие гибели культуры», — пишет автор. Нель­зя, по его мнению, допустить, чтобы восторжествовало «пра­во неразумного сильного», не ценящего культуру, считающего ее ненужным развлечением образованных людей.

Д.С. Лихачев приходит к очевидному для любого куль­турного человека выводу: отношение к природе и отношение к культуре строится на одних и тех же правилах нравствен­ности. Мыслитель утверждает: «Без высокой нравственности и культуры не может существовать современное общество».

Невозможно не согласиться с этим выводом известней­шего ученого: без сохранения нравственности нельзя сегодня сохранить и природу в ее первозданной красоте, и культуру, и духовного человека, представляющего собой «самосозна­ние вселенной».

К проблеме экологии культуры сегодня все чаще обра­щаются известные политические и общественные деятели, философы, представители церкви. У автора анализируемого текста есть немало статей, в которых он поднимает данную проблему в самых разных ее аспектах. Так, в статье «Эколо­гия культуры» он говорит о том, что сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение ок­ружающей природы. Академик возмущен тем, что в совре­менном обществе вопрос о нравственной чистоте не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой «как нечто целое и жизненно важное для человека». Таким обра­зом, проблема экологии культуры через сохранение нравст­венности человека не решена до сих пор.

Почему следует беречь памятники культуры? Для истин­но интеллигентного и воспитанного на лучших традициях отечественной культуры человека этот вопрос не вызывает затруднений. Вспоминается знаменитое пушкинское: «Я па­мятник воздвиг себе нерукотворный...» Традиционно принято считать, что великий поэт говорит о своем творческом насле­дии. Но ведь его творчество — это и есть великая русская культура в лучшем и широчайшем ее проявлении. Хочется надеяться, что культурное наследие А.С. Пушкина убережет человечество от нравственной и духовной деградации.

Таким образом, Д.С. Лихачев приходит к выводу: мир сегодня стоит на грани природной и культурной катастро­фы. Экология природы и экология культуры слились воеди­но, образовав новую область человеческих знаний о мире. Спасти всех нас от разложения физического и нравственного может только одно — великая русская культура.

Текст

(1)Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. (2)Природа — дом, в котором живет человек. (3)Но культура тоже дом для человека, причем дом, создаваемый самим человеком. (4)Сюда входят разнообразные явления — материально воплощенные и воплощенные в виде идей и различного рода духовных ценностей.

(б)Культурная экология — это и произведения архитек­туры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, это и все культурное наследие человечества.

(б)Выбросите что-либо из сферы экологии культуры — и человек лишится части своего «дома». (7)Поэтому заботы экологов должны распространяться не только на условия, в которых живет человек в природе, но и на условия, в кото­рых человек существует в создаваемой им культуре. (8)Культура может быть более высокой и менее высокой, культура может быть более удобной для жизни и менее удобной. (9)То и другое не совпадает, хотя и соприкасается. (10)Но соприкасаются между собой и экология природы, и экология культуры, ибо человек не противостоит природе, а составляет часть природы. (И)Поэтому экология культуры вместе с экологией природы составляют собой единое целое, лишь условно различаемое в целях удобства изучения.

(12)Изучая экологию культуры, необходимо обратить внимание, что экологические катастрофы захватывают собой чрезвычайно широкие сферы культуры. (13)Некоторые при­меры: вывоз культурных ценностей и выведение их из сфе­ры, доступной для той или иной группы людей (простейшие примеры: высокая плата за вход в музеи, библиотеки и пр.). (14)Исчезновение поговорок и пословиц в устной речи одних и отдельных выражений из басен Крылова или «Горя от ума» Грибоедова у других.

(15) Зоной  экологического бедствия могут оказаться кино, классический репертуар театров, частично музыка.

(16) Мы живем в среде исторических памятников, произ­ведений искусств, результатов научных исследований, тех­нических достижений. (17)Поэтому экология состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. (18)Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. (19)Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры.

(20)Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно', вследствие гибели культуры. (21)И тут и там может действовать право неразумного сильного, который создает опаснейшую ситуацию.

(22)Человек — часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание вселенной», лишает смысла существования не только чело­века, но и все сущее, все мироздание... (23)Такую обезглав­ленную природу не будет смысла сохранять.

(24)Объединение под одним названием «экология» двух ее частей — экологии природы (с человеком) и экологии культуры (тоже с человеком) тем более разумно, что очень часто природа и культура страдают от общих причин. (25)Приведу элементарный пример.

(26)Кислые дожди в Петербурге разрушают одновременно в Летнем саду и мраморные статуи 17-18 веков, и окружаю­щие деревья. (27)В результате одно следствие: может погиб­нуть и фактически уже погибает в Петербурге Летний сад.

(28)И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания себя как части природы и части культуры. (29)Без высо­кой нравственности и культуры не может существовать современное общество, ибо благодаря существованию сложнейшей техники и ответственнейшей науки наш мир стал более подвержен возможному воздействию со стороны человека. (ЗО)Планета стала чрезвычайно зависимой от нас.

(По Д.С. Лихачеву )

загрузка...