A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема происхождения и воспитания совести

Сочинение

«Откуда взялась человеческая совесть»? «Можно ли вос­питать совесть»? «Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Над этими крайне важными для современного общества вопросами рассуждает Фазиль Ис­кандер, известный советский и российский прозаик и поэт.

Автор обращается к проблеме происхождения и воспита­ния совести. Актуальность затронутой проблемы несомнен­на, поскольку сегодня в обществе явно наблюдается острый дефицит нравственного качества, называемого совестью че­ловека.

Для того чтобы привлечь внимание читателя к столь серьезной проблеме, писатель высказывает парадоксальные, на первый взгляд, мысли о том, «что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых». Казалось бы, совесть как нравственное мерило должна в такой ситуации умереть, как динозавр. Но, несмотря ни на что, «она продолжает жить как высшее свойство человеческой души». Почему это происходит? Автор убежден: если он найдет ответ на этот сложнейший вопрос современного человечества, то оно (че­ловечество) «опомнится», и совесть станет реальностью на­шей жизни. В поисках ответа на волнующий его вопрос Ф. Искандер рассуждает о совести порабощенных народов: только тогда, когда совесть просыпается и возмущается на­силием и жестокостью, тогда и приходит долгожданная сво­бода. Абсолютное согласие читателя вызывает мысль о том, что фашистская Германия не дожила бы до наших дней, так как государства, основанные на бессовестности нации, долго не живут. Дальнейшие рассуждения приводят автора к предположению: «зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Ответ Ф. Искандера однозначен: нет, не зависит степень совестливости от степени цивилизо­ванности.

Так где же и в чем все-таки искать «сердцевину» совес­ти? По мнению автора, источник совести кроется в воспита­нии, когда правильное, совестливое поведение с течением времени под воздействием общепринятых норм становится привычкой человека.

Невозможно не согласиться с этим выводом известного писателя: совесть — это нравственное качество человека, являющееся результатом правильного воспитания. Слабо выраженное, это качество личности есть у каждого челове­ка, но именно воспитание способствует формированию сове­стливости — главного мерила всех поступков человека.

Проблему совести и ее воспитания отражают в своих произведениях многие русские писатели. Например, в по­вести В. Распутина «Прощание с Матерой» бабка Дарья, не понимающая, как же это возможно: построить дома, столь­ко лет хранить в них жизнь, теперь так бессовестно зато­пить и деревню, и кладбище, на котором похоронены все ее предки. Она говорит: «Главное для человека, чтоб совесть иметь и от совести не страдать!» Вот он, нравственный урок, который преподала эта пожилая женщина «Иванам, не помнящим родства» — тем молодым жителям Матеры, ко­торые готовы покинуть родные места.

О том, как можно воспитать в ребенке совесть, рассуж­дает В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой только тогда осознал всю безнравственность своего обмана, когда бабушка, простая деревенская женщи­на, своей добротой и мудростью, показала мальчику пример совестливости как высшего свойства человеческой души.

Итак, можно сделать вывод о том, что совесть — одно из главных нравственных качеств личности, которое формиру­ется благодаря правильному воспитанию, не зависит от сте­пени цивилизованности и образованности и является внут­ренним «стражем», не допускающим во внутренний мир че­ловека пошлость, грубость, жестокость и эгоизм.

Текст

(1)Откуда взялась человеческая совесть? (2)Если исхо­дить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упремся в тупик.

(З)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (4)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению — ведь она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. (5)Если бы совесть имела земное проис­хождение, она давно вымерла бы, как динозавр. (6)И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство чело­веческой души.

(7)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (8)Народы, при­нявшие подобные учения, освобождались от тормозов совес­ти, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоевывали другие народы. (9)Но в конце концов их побе­доносные империи неизменно разваливались. (Ю)Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (11)А человек с возмущенной со­вестью становится сильнее негодяя.

(12)Представим, что Гитлер утвердив в Германии бессо­вестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. (13)Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.

(14) Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.

(15) 3ависит   ли совесть человека от степени его цивили­зованности? (16)Вряд ли. (17)Я встречал в деревнях стару­шек, имеющих самые дикие представления о реальном со­стоянии мира и при этом живущих по законам самой утонченной совести. (18)И встречал людей высокообразован­ных, не стеснявших себя в выборе средств.

(19)Можно ли воспитать совесть? (20)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (21)Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается при­держиваться общепринятых нравственных норм. (22)Пона- чалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколь­ко оглашения его. (23)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем ста­новится привычкой.

(24)А самое опасное для страны — это государственная бессовестность. (25)На ложь государства народ отвечает ты­сячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (26)От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжет. (27)Народ отвечает на новую ложь соответственно. (28)И так до бесконечности, до анархии и бунта.

(29)В последнее время я редко пишу стихи. (ЗО)Но эта тема не уложилась в одну только прозу.

(31) Говорить, конечно, можно много, Многое понятно между строк.

(32) Совесть есть, друзья, реальность Бога, И реальность совести есть Бог.

(По Ф. Искандеру)

загрузка...