A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема сохранения правильной литературной речи, чуткости к слову, борьбы со сквернословием, нетерпимости к мату

Сочинение

За последние два десятилетия многое изменилось в на­шем государстве, и эти изменения не могли не затронуть и нашу речь. Она стала более примитивной, потому что мно­гие люди перестали читать книги, более агрессивной, пото­му что общество стало таким.

С. Виноградов рассматривает проблему сквернословия, которое заполонило нашу речь, вошло в кинофильмы и спектакли. От него не спрячешься ни в метро, ни в автобу­се, ни на улице.

Размышляя об этой негативной стороне нашей жизни, автор старается проанализировать причины, по которым мат так активно используется в речи современных людей. Пер­вую причину он видит в кризисе, который проник во все грани нашей жизни. Это и кризис в экономике, культуре, вере. Это низкий уровень образования. Это те слова, кото­рые ребенок, едва начиная понимать речь, слышит в своей семье. Это и намеренный эпатаж, вызов обществу. Журна­лист видит в этом явлении разрушающее действие и на че­ловека, который использует сквернословие в своей речи, и на тех, кто это слушает, иногда не по своей воле. В чем же негативное воздействие этого явления на людей? Человек начинает смотреть на мир как на нечто примитивное и грязное, как и те слова, которые его описывают.

Позиция автора непримирима: «давайте будем нетерпи­мы к сквернословию — наложим на него полный и не под­лежащий обсуждению запрет».

Я полностью согласна с позицией автора, который затро­нул очень важную, злободневную проблему. Человек, кото­рый использует нецензурную речь, на мой взгляд, презирает себя самого, презирает людей, с которыми общается, у него нет ничего святого.

Некоторые защитники мата приводят в пример А.С. Пушкина. Но они не знают, что Пушкин использовал эти слова в своих ранних произведениях, которые потом пытался уничтожить, и в письмах к своим самым близким друзьям. Трудно представить поэта, использующего сквер­нословие в разговоре с Натальей Николаевной или со свои­ми детьми.

В современной литературе мы можем тоже встретить не­цензурные выражения. В повести Павла Санаева «Похоро­ните меня за плинтусом» описывается полусумасшедшая ба­бушка, которая воспитывает внука. Она не стесняется в выражениях. Здесь сквернословие служит одним из спосо­бов создания характера. Внук страдает от самодурства, жес­токости этой женщины, которая превратила его жизнь в ад. Читать это произведение очень тяжело, потому что всей ду­шой сочувствуешь маленькому человеку, которому при­шлось пережить страдания и муки. Ребенок не должен жить в такой обстановке, иначе он погибнет — вот идея писателя.

Чтобы сделать наше общество чище, порядочней, чело­вечней, надо последовать призыву автора текста — бороться со сквернословием всеми силами.

Текст

(1)Одной из примет постигшей нас культурной катастро­фы стало сквернословие. (2)Оно гнездится не только в группках тусующихся тинейджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. (З)Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. (4)Глубоким анахро­низмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ны­не не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.

(5)Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. (б)Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов».

(7)  В наши дни сквернословие существует в разных про­явлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.

(8) Прежде всего — это привычное сквернословие, свойст­венное людям с невысоким уровнем культуры. (9)В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются автоматически — и как еди­ницы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). (Ю)Привычный мат — это абсолютное и законченное проявление бескультурья. (11)Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковно­приходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся студенты, инжене­ры и врачи. (12)Основная среда формирования привычного сквернословия — семья, основная причина — культурный вакуум, царящий в ней. (13)Поэтому сквернословие так ус­тойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его ро­дители «ласкают» друг друга забористым словом, почти на­верняка вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.

(14)Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. (15)Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией челове­ка на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.

(16)Еще одно из проявлений сквернословия — намерен­ный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общеприня­тые правила приличия. (17)Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представите­лей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства — книг, кинофильмов, спектаклей. (18)Да, в текстах вели­кой русской литературы немало строк и строчек, где соот­ветствующие слова даже в академических изданиях стыдли­во заменялись отточиями. (19)Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания оре­ола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?

(20)Мат — это, увы, объективная суровая реальность. (21)Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безуча­стную позицию? (22)Вряд ли. (23)Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действу­ет на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. (24)Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений.

(25)Нет и не может быть каких-то универсальных рецеп­тов излечения от сквернословия. (26)Ясно мне: это возмож­но только при значительном повышении культурного уров- ня как общества, так и отдельного человека. (27)Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. (28)Но многое можно сде­лать в микроколлективе: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. (29)Давайте будем нетерпимы к скверно­словию — наложим на него полный и не подлежащий обсу­ждению запрет.

(По С. Виноградову)

загрузка...