A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема взаимоотношения поколений, влияние взрослых на формирование личности подростка

Сочинение

Проблему влияния взрослых на формирование личности подростка, юноши рассматривает в своем тексте А. Попов. Автор использует воспоминания героя рассказа о своем деде.

Комментируя эту проблему, замечаешь, как рассказчик заставляет читателя проникнуться чувствами и пережива­ниями подростка, который доверяет своему деду самые за­ветные, сокровенные мысли, спрашивает совета. Мудрость взрослого человека, деда, помогает подростку справиться со своими переживаниями, найти свое место в жизни. Дед не дает советов, не изрекает готовые истины, а своими вопро­сами, мягким юмором и иронией заставляет юношу самому обрести уверенность в себе. Весь текст построен на диалогах, этим подчеркивается равенство двух близких людей, отсут­ствие назидательности в словах деда. Читателя поражает то, что юноша смотрит на мир достаточно грустно, а дед, чело­век, проживший жизнь, помогает ему оптимистичней по­смотреть на жизнь, увидеть красоту и многогранность мира. Дед дает внуку уроки нравственности, делая это с огромным тактом и любовью. Поэтому «осенний дед» и его добрая фи­лософия всегда живы в памяти героя.

Автор считает, что надо бережно относиться к юности, к ее переживаниям и ошибкам и помогать надо тактично, не унижая личность, а подводя самого человека к размышле­ниям над собой, своими качествами характера.

Трудно не согласиться с автором текста: как хочется, чтобы у каждого из нас в юности был такой «осенний дед», помогающий решить самые сложные проблемы, которые иногда, в подростковом возрасте, кажутся неразрешимыми!

В литературе мы находим множество примеров того, как старшее поколение влияет на молодежь. Например, в повес­ти А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отец Гринева, чело­век строгий и суровый, посылая Петрушу в армию, дает на­каз: «Береги платье снову, а честь смолоду». Петр Гринев выполняет наказ отца, во всех ситуациях оставаясь верным присяге, воинскому долгу, дворянской чести. Он продолжа­ет традиции своей семьи: верой и правдой служить государ­ству. И пример отца помогает ему в этом.

Похожие отношения связывают старика Сантьяго и сосед­ского мальчика в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и мо­ре». Старик учил мальчика премудростям рыбной ловли, но не только этому. Мальчик, живя бок о бок с Сантьяго, нау­чился состраданию, мужеству, терпению, хотя старик и не думал о воспитании подростка. Он своим примером воспиты­вал его, и, когда понадобилась помощь самому Сантьяго, ему помог маленький человек, полюбивший старика как родного.

Как это прекрасно, когда в жизни подростка, юноши есть мудрый, опытный человек, который без лишних нота­ций и поучений поможет молодому человеку найти свой правильный жизненный путь!

Текст

(I) 3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал все на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (З)Хорошо набирать ее полные руки, за­ставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...

(4) —   Дедушка, скажи что-нибудь грустное.

(5) —   Осенние листья.

(6)  —   А грустнее?

(7)  —   Осенние звезды.

(8) —   Грустнее осенних звезд бывает?

(9) —   Осенние птицы.

(10) — Дедушка, есть осенние люди?

(II) Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмет, защемит, — забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живет во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.

(14)— Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.

(16)— Если ты мне скажешь: первая звезда, — я пойму. (17)Это начало счета, это надежда на звездное небо.

(18)— Дед, ну причем здесь звездное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?

(20)— Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму — хо­чешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, — я не понимаю, что это? (22)Начало счета или надежда на вторую и третью?

(23) — Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счаст­ливым.

(24) — Глупый ты еще. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.

(26) —  Дед, она не любит меня.

(27) —  А ты сам как к себе относишься?

(28) — Плохо, дедушка, совсем плохо.

(29)  —  А летать ты пробовал?

(30)  —  Дед, средний я, серый, какие там полеты.

(31) — Объясни, такого не понимаю.

(32) — Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (ЗЗ)Чувствовать себя щенком перед слонами и по­нимать — они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я нена­вижу себя, иногда хочу стать мышью — их не обижают, они маленькие. (Зб)Шмыгаю я, дед.

(37) — Она тебя замечает?

(38) — Никто я для нее. (39)Моя жизнь — ожидание кос­ти. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.

(41) —  К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.

(42) — Шутишь, дед, какие объявления?

(43) — Продается собачья шкура.

(44) —  А если придут за шкурой?

(45) — На вырученные деньги купишь скрипку.

(46) — Зачем мне скрипка, дед?

(47) — Станешь играть любимой.

(48) У   меня нет родной деревни — мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна — мой дедушка, его слова, его мысли. (50)0н учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.

(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52)Дед говорил о каждой звезде, а еще мой дедушка был влюблен в луну. (53)Он знал о ней все.

(54)  Как-то сказал:

(55) — Одни ученые утверждают: лунные кратеры — ос­татки потухших вулканов, другие доказывают — следы ме­теоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры — застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Бло­ка, дальше — взор Бунина, а прямо перед тобой — Маяков­ского; Луна — музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метео­рит, с ума сходить, как вулкан!

(59) — Не получается у меня, дед.

(60) — Что не получается?

(61) —  Ничего не понимаю, во всем запутался. (62)Дедушка, а кто они такие — осенние люди? (бЗ)Может, я и есть осенний?

(64) —  Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть та­кие, на которые ответишь только сам.

(65) — Ой, дед, завидую я тебе.

(66) — Это не так уж и плохо, я интересно жил.

(67) — Дедушка, а как дальше мне, что делать?

(68) 3асыпая, я вновь услышал его голос:

(69) — Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!

(71) Я   встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:

(72) — Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

(По А. Попову )

загрузка...