A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема судьбы, выбора жизненного пути

Сочинение

Предопределение, рок, судьба или сам человек решает все в своей жизни? Такую проблему в тексте ставит извест­ный публицист и писатель Л. Жуховицкий.

Комментируя эту проблему, автор напоминает читателю о том, что, по мнению ученых, наша жизнь на три четверти зависит от генов. Но, по мысли писателя, двадцать пять процентов свободы и дают возможность человеку выбрать свой собственный жизненный путь. В качестве примера он приводит биографии великих людей, в частности А.С. Пушкина. Почему поэт не пошел по пути, которым шли его предки, — не стал военным? Автор считает, что решающее влияние на великого поэта оказали преподавате­ли Лицея, которые воспитывали в учениках свободомыслие, стремление к творчеству, свободу выбора.

Автор считает, что гены отвечают за биологическое в че­ловеке, а человеческое в себе создаем мы сами.

С ним трудно не согласиться, потому что воспитание, жизненный опыт не менее важны, чем гены.

Подтверждение этой мысли можно найти в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа, Базаров, го­ворит своему другу: «Каждый сам себя воспитать должен». И во многом он прав. Он сам, сын бедного лекаря, тоже вы­брал своим поприщем медицину, но он хочет двигать вперед науку, занимается исследованиями. Кроме того, он человек с вполне определенными политическими взглядами, со свои­ми идеями переустройства мира. С ним можно соглашаться, можно спорить, но нельзя его не уважать за чувство собст­венного достоинства, верность идеалам, силу духа. Эти ка­чества не перешли к нему с генами, он развил их в себе сам. Он достойно жил и достойно умер.

Еще одним примером удивительной жизненной судьбы является Афанасий Фет. Сложности, связанные с его рож­дением, бедность, служба в армии — казалось, все это сде­лает из него обычного офицера, каких множество. Но он становится великим поэтом, наперекор всем жизненным об­стоятельствам. Силой своего духа Фет сумел преодолеть все невзгоды.

Если у человека есть заветная цель, сила духа и упорст­во, он обязательно добьется своего, несмотря на гены, судь­бу, преграды и сложности, которые встретятся ему на жиз­ненном пути.

Текст

(1)Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечест­ву они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(З)Говорят, против судьбы не попрешь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (б)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три чет­верти зависит от генов. (б)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень дол­гую жизнь.

(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предо­пределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит про­гибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов сво­боды, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(П)Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганниба­ла. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, нема­лую физическую силу, могучий характер и редкую работо­способность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энерги­ей! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хвати­ло для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, дава­ла им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а ли­беральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокаш­ники, которые азартно состязались в стихотворчестве, пона­чалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Собо­левского.

(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Са­шеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Алек­сандр Васильевич сполна использовал возможности четвер­той четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величай­шим полководцем России за всю ее историю.

(21)Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда — любопытные. (23)Например, отчетливо вижу, как с течением времени ме­няются писательские жены. (24)Многие из них, живя с та­лантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Далыпе — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зо­не, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в ла­герный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала по­разительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандель­штам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Наде­жда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безуко­ризненной по стилю?

(ЗЗ)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова по­няла, что, кроме нее, некому сохранить для русской куль­туры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей?

(Зб)Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все беско­нечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежеднев­но повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был под­виг. (39)Но еще и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медно­го всадника», «Демона» или «Анну Онегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удер­живала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотво­рений мастера.

(42)С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, зна­чит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключе­но в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери.

(44) Если суммировать, получится примерно вот что: биоло­гическим в нас командуют гены — а человеческое?

(45) А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четы­ре четверти. (47)На все сто процентов.

(По Л. Жуховицкому )

загрузка...