A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема великодушия, доброты, уважения к людям

Сочинение

Как часто мы оказываемся черствыми, бестактными людьми и как часто потом жалеем об этом, но исправить ничего уже не можем!

В. Дроганов в своем тексте и описывает такую ситуацию, когда люди проявили жестокость, грубость по отношению к своему товарищу, который ничем не заслужил этого. Автор поднимает проблему великодушия, уважения к людям.

Писатель привлекает наше внимание к этой проблеме, вспоминая эпизод из детства своего героя. Как часто бывает в школьных коллективах, и в описываемом классе есть уче­ник, которого все обижают: нескладный и тихий Коля Ба­бушкин. Рассказчик принес книгу своему другу Петьке и положил ее на парту Коли. Коля взял книгу в руки, с радо­стью и восхищением рассматривая ее. Грубый окрик заста­вил его выронить книгу. Автор подчеркивает жестокое от­ношение к мальчику: «Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопли­во поднял ее и, погладив обложку, отодвинул от себя, слов­но извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться». А ведь у Коли был день рождения, и он подумал, что книга — это подарок для него. Казалось, этот эпизод должен был исчез­нуть из памяти героя рассказа, однако совесть в нем все- таки проявилась, правда, через много лет, когда рассказчик узнал, что Коля погиб в Афганистане, сгорев в танке. Те­перь он был бы рад отдать ему любую книгу, но Коли нет.

Этот эпизод из детства заставляет автора и нас вместе с ним поразмышлять над взаимоотношениями людей, над тем, как часто проявляются нетерпимость, жестокость, о которой потом так горько жалеют!

Позиция автора по этой проблеме заключена в финале рассказа: «Человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят».

Я согласна с автором рассказа, потому что часто бывают ситуации, когда люди могли бы быть более великодушны­ми, отзывчивыми, человечными. А совершая некрасивый поступок, человек впоследствии осознает свою вину, но ис­править уже ничего не может. И это должно стать для него уроком на будущее.

Схожую ситуацию мы можем увидеть в повести В. Же- лезникова «Чучело». Весь класс начинает травлю Лены Бессольцевой. Дети проявляют неслыханную жестокость по отношению к ней. В результате девочка со своим де­душкой вынуждена уехать из родного города. Вероятно, кое-кто из одноклассников Лены в будущем пожалеет о своем поступке.

А в повести А. Алексина «Безумная Евдокия» родители сами воспитали свою дочь Олю эгоистичной и черствой, привыкшей к тому, что она всегда самая лучшая. Девочка идет в поход, потом исчезает. Ее все ищут, беспокоятся, ра­зыскивают с милицией, а она, ничего никому не сказав, вы­полняет задание, связанное с походом. Она хочет выполнить его одна, чтобы ее все хвалили за ум и находчивость. Она не учла, что ее мать, терзаясь неизвестностью, теряет рассудок. А классный руководитель, Евдокия Савельевна, которую Оля называет «безумной», говорит о том, что нельзя жить только собой, затрагивая походя чужие судьбы. Как теперь будет жить Оля, зная, что по ее вине заболела мать?

Оба эти произведения учат нас тому, что надо быть чело­вечным, добрым по отношению ко всем людям; прежде чем совершить поступок, нужно подумать о его последствиях.

Текст

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил чи­тать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вы­тащил ее из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(6)— Санек, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня чи­тал: не мог оторваться! — восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошел мой сосед по парте — Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, кото­рая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками ее детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к ее жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжеванный дермати­новый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она ле­жала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благого­вейно, словно святыню, взял ее в руки.

(17)— Санек, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.

(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторжен­ная улыбка появилась на его лице. (20)0н посмотрел на нас и вдруг сказал:

— Спасибо за подарок!

(21)  —  Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.

(22)  Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял ее и, по­гладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

(25) —  Просто у меня сегодня день рождения, и я поду­мал, что ...

(26) Тридцать лет прошло с тех пор. (27)Когда я огляды­ваюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исто­рические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не на­шел в себе мужества исправить ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(29)А эта книга... (З0)Колек, да я отдал бы тебе всю биб­лиотеку! (31)Да мы бы все тебе отдали...

(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Аф­ганистане, когда я учился на втором курсе университета. (ЗЗ)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо на­поминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову )

загрузка...