A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема сохранения правильной русской речи, чуткости к слову

Сочинение

Проблема сохранения правильной литературной речи, бережного отношения к языку все чаще тревожит наших писателей, журналистов, общественных деятелей. Вот и в тексте И. Руденко тоже поднята проблема чуткого отноше­ния к речи.

Автора беспокоит, что все чаще в нашей жизни встреча­ется циничная, беспардонная реклама, использующая лек­сику, «пришедшую с нар», и эта реклама знакомит потреби­телей не столько с товаром, сколько со стилем жизни: легким, безответственным, равнодушным к другим людям. И. Руденко поражена и бытовыми примерами, когда мама плачущего ребенка говорит ему: «Убить тебя мало!» Какой человек вырастет из него? Задумывается ли мама над этим? Конечно, нет! Автор обращает внимание читателя на то, как много хороших, значимых слов ушло из нашего лексикона, как редко можно услышать слова: гуманный, чувствитель­ный, деликатный. Я бы прибавила к этому списку множест­во других: чуткий, милосердный, жалостливый, доброжела­тельный, великодушный. Неужели сама речь нам показывает, что эти прекрасные человеческие качества по­степенно исчезают из нашего общества, и исчезают слова, на место которых приходят «культовый», «элитарный», пре­стижный», «звездный»? Журналистку тревожит не столько потеря прекрасных русских слов, сколько исчезновение этих качеств в людях.

Ее позиция проста: надо быть чуткими к слову, надо быть чуткими к человеку.

Я полностью согласна с ее мнением, потому что речь от­ражает все происходящее в обществе, именно поэтому так важно ее сберечь, ведь русский язык — это наше нацио­нальное достояние. Невозможно не вспомнить стихотворение великой Ахматовой, написанное в годы войны:

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

А ведь Ахматова писала эти строки после страшной осе­ни 1941 года, когда ее вывезли из блокадного Ленинграда, где люди падали на улицах, умирая от голода, где погибло около миллиона мирных жителей! Но для них, погибших, страшно было бы услышать современную речь, свидетельст­вующую о духовном оскудении нации.

Сохранение речи — это сохранение культуры, самобыт­ности, страны, так считает и замечательный писатель Ва­лентин Распутин. Он убежден, что слово не только часть жизни, а последняя надежда на наше национальное сущест­вование в мире.

Поэтому так важно сохранить русский язык во всей его сложности и во всем величии, надо быть чуткими к слову.

Текст

Какой лексикой насыщена наша речь?

(1)Вот это да! (2)Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные или скрипуче-грубые, зимой замерзают. (3)А когда приходит тепло — оттаивают! (4)И тогда сам воздух стано­вится музыкой. (5)Или какофонией — это уже смотря по тому, кто играл на той самой волшебной трубе.

(6)Вы вспомнили наверняка, что это необыкновенное яв­ление подметил писатель Распе в своей книге о приключе­ниях барона Мюнхгаузена. (7)Таким своеобразным образом он хотел, наверное, напомнить нам о том, что ничто челове­ческое не исчезает бесследно. (8)Даже звук. (9)А слово? (10)«Видишь воздух: анфас сонмы тех, кто губою наследил в нем до нас». (11)Уже не фантаст — поэт утверждает, что окружающая нас атмосфера еще до нас напоена звуками ре­чи. (12)Воздух живой, шевелится от слов.

(13)Мы, обыкновенные люди, не фантазеры и не поэты, тоже знаем, что слова, как звуки той музыкальной трубы, мо­гут быть нежными или скрипуче-грубыми. (14)Могут заста­вить тебя оттаять или надолго, если не навсегда, замерзнуть. (15)Воодушевить или пригнуть к земле. (Іб)Пробуждать чув­ства добрые или взывать к самым низменным.

(17)Вот новая телевизионная реклама известного магази­на. (18)Шустрый продавец подбегает к стоящему в раздумье покупателю: «Что ты паришься? Что ты паришься? Парить­ся надо на парах!» (19)Это фамильярно-развязное «ты», это слетевшее с нар «париться» вместо «раздумывать», «пере­живать»... (20)А ведь давно замечено: реклама наша рекла­мирует не столько товар, сколько образ жизни. (21)Мама сердито тащит к подъезду упирающегося, зареванного маль­чишку лет шести. (22)Он что-то канючит сквозь слезы: то ли прервана какая-то интересная ему игра, то ли он хочет вернуться в магазин, где не ему куплена поразившая его во­ображение игрушка. (23)Мама, взяв себя в руки, садится перед малышом на корточки, что-то терпеливо объясняет, уговаривает, просит. (24)Но слезы все равно льются. (25)И женщина резко выпрямляется: «Убить тебя мало!»

(26)Страшно. (27)Если вдуматься. (28)Но ведь мы не вдумываемся, часто так говорим! (29)По пустячному поводу. (ЗО)Как присказка «Убить мало!» (31)А что не мало, что больше-то? (32)Повесить? (ЗЗ)Четвертовать? (34)Посадить на кол?

(35)А часто ли сегодня звучат слова «гуманный», «почти­тельный», «чувствительный», «деликатный»? (Зб)Они, будто звуки той волшебной трубы, замерзли. (37)И оттают ли? (38)Вместо «гуманный» не раз читала презрительное «гума­ноиды». (39)Вместо «чувствительный» — насмешливое «чуй- ствительный». (40) «Деликатный», «деликатность» вообще впору заносить в словари с пометкой «вышедшие из употреб­ления». (41)Как и само понятие «деликатность». (42)В ходу другие эпитеты: «элитарный», «культовый», «престижный», «знаковый», «звездный». (43)Да что там — просто «гениаль­ный». (44)Особенно на эстраде — одни гении.

(45)Потеряли, зачем-то придав ему чисто идеологический смысл, такое доброе, емкое слово «товарищ». (46)И строки поэта, известные миллионам: «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья....» — что, уже анахронизм?

(47)Специалисты справедливо воюют со словами- паразитами в нашей речи. (48)Со старым «значит» через каждый звук. (49)Со свежим — «типа того», новейшим «как бы», употребляемым по большей части не к месту. (50)Но в нашей речи есть слова-паразиты не только с лин­гвистической — с социальной, нравственной, да и просто человеческой точки зрения. (51)Как бы хотелось от них из­бавиться. (52)А то, не ровен час, выродимся и в самом деле в неких «гуманоидов». (53)Хочется, чтобы мы все были бо­лее чуткими к слову. (54)Будем чуткими к слову, научимся быть чуткими к человеку. (55)Или не так?

(По И. Руденко)

загрузка...