A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по Ф. Искандеру. Проблема молодости, юности, детства

Сочинение

«Все мы родом из детства» — эту фразу слышал хоть раз каждый. Это значит, что личность человека формируется в детские годы, и от того, как они проходят, в какой атмо­сфере развивается ребенок, зависит судьба и характер. Вот об этом и рассуждает известный писатель Фазиль Искандер. Воспоминания о дедушкином доме, в котором вырос автор, проникнуты теплотой и нежной грустью. Именно там про­исходило знакомство писателя с миром: он слушал «беско­нечные рассказы», читал выдержки из старых газет и жур­налов, рассматривал плакаты. Один из них Ф. Искандер запомнил на всю жизнь: на нем был изображен крестьянин и провалившаяся в реку лошадь. Видимо, плакат призывал страховать имущество. Мальчик недоумевал, так как не ви­дел связи изображенного с жизнью. Наблюдения показыва­ли ребенку, что настоящий крестьянин не стал бы взмахи­вать руками, а кинулся спасать лошадь. Изображение противоречило здравому смыслу.

Эти воспоминания привели писателя к выводу о том, что в детстве ребенок ищет разумное объяснение всему. «Детст­во верит, что мир разумен», — пишет автор. По мнению пи­сателя, способность сохранять это качество важна и для взрослых людей, так как оно помогает бороться с жестоко­стью и глупостью.

Я согласен с Ф. Искандером в том, что именно в детстве наблюдается страстное желание познавать и добиваться ра­зумного объяснения всего. Дети не могут понять иррацио­нальность войн, несправедливость, они отрицают ложь, из­мену, насилие. И если эти детские ощущения остаются с человеком навсегда, то он будет и во взрослом состоянии из­бегать лжи, бороться с жестокостью, искать разумное во всех действиях. Вспомним, например, эпизод романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — первый сон Раскольникова, в котором он погружается в атмосферу детства. Маленький Родя испытал невыносимое отчаяние, когда увидел картину избиения лошади. Став взрослым, он пошел на убийство. Однако именно во сне, когда разум ус­тупил место чувству, когда герой снова погрузился в дет­ские впечатления, он осознал неразумность жестокости. Может, этот факт и стал поворотной точкой в развитии внутреннего «я» Раскольникова на пути к раскаянию.

Многие известные и талантливые люди писали о том, что сохранили в себе непосредственность ребенка. К ним отно­сится и Лев Толстой, который в зрелом возрасте считал, что от пятилетнего ребенка до него — один шаг. Может, поэто­му великий писатель так активно отстаивал идеи ненасилия и гуманизма, а его лучшие герои — Наташа Ростова, Пьер Безухов — не утратили веру в разумность мира и сами ста­рались поступать разумно.

Мне бы тоже хотелось не потерять детской веры в гос­подство здравого смысла.

Текст

(1)Сейчас, где бы я ни жил, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (2)Мне не хватает де­душкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней, с зеленым шатром грецкого ореха, под которым мы валялись в самые жаркие часы. (З)Мне не хватает про­сторной кухни с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (4)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные рассказы. (5)Мне не хватает самих стен из прочных каштановых до­сок, наивно оклеенных газетными и журнальными листами, плакатами, дешевыми картинками. (б)Среди газетных и журнальных страниц 20-х и 30-х годов попадались иногда очень интересные вещи, и так уютно было читать их, лежа на полу или влезая на стул, на кушетку. (7)Я перечитал все стены дедушкиного дома. (8)И чего там только не было!

(9)Один из плакатов помню хорошо. (Ю)Мужичок, горе­стно всплеснувший руками, перед неожиданно, словно из библейского проклятья, разверзшимся мостом, в который провалилась его лошаденка вместе с телегой. (11)Под этой поучительной картинкой была не менее поучительная под­пись: «Поздно, братец, горевать, надо было страховать!» (12)Я не очень верю этому мужичку. (13)Уж как-то слиш­ком по-бабьи выражает он свое горе. (14)Не успела лошадь провалиться, как он уже всплеснул руками и больше ничего не делает. (15)То, что я видел вокруг себя, подсказывало мне, что крестьянин навряд ли так легко расстанется со сво­ей лошадью, он до конца будет пытаться спасти ее, удер­жать если не за вожжи, то хотя бы за хвост. (16)Подпись под этой картинкой тоже вызывала недоумение. (17)Я так до конца и не понял, что именно надо было страховать — лошадь или мост. (18)Мне казалось, что все-таки лошадь. (19)Но тогда получалось, что мост так и должен остаться проваливающимся, потому что, если он перестанет провали­ваться, тогда и лошадь незачем будет страховать.

(20)Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства — бессознательная вера в необходимость здра­вого смысла. (21 Следовательно, раз в чем-то нет здравого смысла, надо искать, что исказило его или куда он затерял­ся. (22)Детство верит, что мир разумен, а все неразумное — это помехи, которые можно устранить, стоит повернуть нуж­ный рычаг. (23)Может быть, дело в том, что в детстве мы еще слышим шум материнской крови, проносившейся сквозь нас и вскормившей нас. (24)Мир руками наших матерей делал нам добро и только добро, и разве не естественно, что доверие к его разумности у нас первично. (25)А как же иначе?

(26)Я думаю, что настоящие люди — это те, что с годами не утрачивают детской веры в разумность мира, ибо эта вера поддерживает истинную страсть к борьбе с безумием жесто­кости и глупости.

(По Ф. Искандеру)

загрузка...