A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема благодарности

Сочинение

В предложенном для анализа тексте автор ставит про­блему благодарности. З.И. Трипольская задается вопросом: нужно ли благодарить за проявленную благотворительность? Как должен вести себя получивший благодеяние?

Автор текста рассказывает, как важно человеку, совер­шающему пожертвования в поддержку библиотеки, музея или приюта для животных, получить ответное письмо с бла­годарностью. З.И. Трипольская считает, «что заметить и отметить благородный жест конкретного человека — черта общества цивилизованного, культурного». Она видит в та­кой внимательности проявление культуры общения, стиму­лирующей «круговую поруку добра» и помогающей людям почувствовать свое единство.

Авторское послание данного текста заключается в при­зыве быть открытыми в общении, быть благодарными и щедрыми.

Безусловно, автор прав: быть достойным человеком — это не только творить хорошие дела, но и видеть их у окру­жающих, уметь быть благодарным.

Подтвердим сказанное примерами из литературных про­изведений.

Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская доч­ка». Пугачев был благодарен Гриневу за оказанное благо­деяние — подаренный ему заячий тулупчик. Он спас Петра Гринева от виселицы и таким образом проявил свое велико­душие. Мы видим, что Пугачев, будучи разбойником и убийцей, — личность неоднозначная, способная на благо­родный поступок. Впоследствии «герой» — Петр Гринев (по замыслу Пушкина) напишет свои записки и увековечит в них образ Пугачева.

Благодарным был пан Тыбурцый — герой повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Этот человек обладал достоинством и гордостью, несмотря на свою нищету. Эти качества сближают его с судьей и его сыном Васей, прини­мавшим участие в судьбе умирающей Маруси. Пан Тыбур- цый приходит в дом к судье, подает ему руку и благодарит за доброту его сына. Так люди разных социальных слоев со­единяются в любви и понимании главных основ жизни.

В заключение подчеркнем важную мысль: стремясь к со­вершенству, мы должны не только творить достойные дела, но и благодарить тех, кто их совершает.

Текст

(1)Я сижу в гостиной у моей заокеанской подруги. (2)Она показывает мне фотографии: путешествия, друзья, дети, племянники. (3)«А вот, — она протягивает мне какую-то папку, — моя гордость». (4)Я перебираю стопку коротких писем, приглядываюсь к ним, вижу, что это благодарствен­ные письма-ответы: моя подруга регулярно жертвует не­большие суммы — от десяти до двадцати долларов — в под­держку местной библиотеки, приюта для животных, картинной галереи, средней школы. (5)Суммы малые, необ­ременительные, но ни один доллар не остается незамечен­ным. (б)Ответы приходят незамедлительно, причем это все­гда теплые, добрые письма, буквально светящиеся благодарностью: мы получили Ваш дар, мы его заметили, он очень важен для нас! (7)Очень! (8)Спасибо! (9)Конечно, моя подруга отправляет деньги вовсе не ради «спасибо», но вся­кий такой отклик ее окрыляет, стимулирует к дальнейшим маленьким «подвигам». (Ю)Иными словами, человек, имея общественное одобрение и ободрение, совершенствуется, приобретает навык доброделания; при этом даже его челове­ческие недостатки смягчаются.

(И)Разумеется, наши российские проблемы отличаются жесткостью: деньги, как правило, нужны для спасения тя­желобольных людей. (12)Денег нужно много. (13)Денег не хватает. (14)Люди жертвуют. (15)Однако если ваше пожерт­вование не исчисляется уж очень крупной суммой, никакого ответа от благотворительной организации, которой вы пере­дали вспоможение нуждающемуся, не ждите. (16)Да и пи­сать такие письма у нас, скорее всего, некому. (17)Слишком много проблем, причем тяжелых; значит, если можете, де­литесь! (18)Вот и весь сказ.

(19)Между тем заметить и отметить благородный жест конкретного человека — черта общества цивилизованного, культурного. (20)Ничего неестественного нет в том, что жертвователю хочется знать, достигла ли его помощь адре­сата, пришлась ли впору...

(21)3десь речь идет о воспитании культуры общения. (22)У нас ведь не только благотворительность еще слаба, но и культура благодарения не развита. (23)А ведь как рождается круговая порука добра, о которой писала одна безвестная мо­нахиня Новодевичьего монастыря, чьи стихи Марина Цветае­ва считала «выше самой поэзии»? (24)Такая порука — это всегда взаимная выручка, взаимопомощь, солидарность. (25)Умение заметить и отметить чье-то доброе дело — это со­лидарность, позволяющая расцвести лучшим человеческим качествам. (26)Привычка откликаться не только на большой, но и на малый вклад в чью-то судьбу — проявление дорогого стоящей «простоты души», открытости. (27)Это послание, которое можно трактовать, например, так: «Мы теперь нечу­жие люди, мы — братья, сестры, мы едины».

(28)Смею предположить, что такая привычка — это еще и выход из внутреннего рабства, преодоление комплекса не­полноценности. (29)Человек, открытый контактам, общению с миром, вряд ли способен рассуждать следующим образом: «Я беден — он богат, поэтому пусть раскошеливается, и не за что мне тут его благодарить, унижаться...» (ЗО)Так может сказать раб, свободный же человек всегда будет чувствовать себя равным тому, кто его поддержал, и потому будет ис­кренне и чистосердечно признателен. (31)Итак, учиться. (32)Учиться общению. (ЗЗ)Учиться благотворить и благо- даритъ.

(По З.И. Трипольской )

загрузка...